WWW.BOOK.LIB-I.RU
БЕСПЛАТНАЯ  ИНТЕРНЕТ  БИБЛИОТЕКА - Электронные ресурсы
 

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |

«Масс-медиа в Казахстане: итоги 2001 года Анализ. Конфликты. Правонарушения Содержание Глава 1 Немного истории Глава 2 Особенности политического, административного и правового ...»

-- [ Страница 4 ] --

Август, 22 Каскырбек Аламан, «Новости недели» (г. Алматы) На вопрос корреспондента газеты «Новости недели» Каскырбека Аламана о задержании полицией активиста зкстремистской исламской организации помощник заместителя прокурора Алматы Берик Култасов ответил, что ему ничего об этом неизвестно. Он пояснил, что заместитель прокурора города, курирующий надзор за следствием, находится в отпуске, и поэтому санкцию на получение этой информации в городской прокуратуре журналисту никто не даст.

Август, 14 Ольга Флинк, «Караван» (г. Астана) Министерство госдоходов в течение 10 дней не дало ответ на официальный письменный запрос собственного корреспондента газеты «Караван» в Астане Ольги Флинк по поводу увольнения 10 руководящих работников областных подразделений налоговых органов. В запросе газета просила подтвердить или опровергнуть факт увольнения. По словам Ольги Флинк, в Министерстве ей ответили, что запрос газеты передан почему-то в Генеральную прокуратуру и в ближайшее время с ней «свяжутся ответственные работники». Однако никто с корреспондентом «не связался».

Август, 18 «Информбюро», «Деловое обозрение Республика» (г. Алматы) Аким города Алматы Виктор Храпунов отказался беседовать с журналистом программы «Информбюро» на тему приобретения акций компании АПК в собственность города за счет бюджетных средств.

Журналисту газеты «Деловое обозрение Республика» Храпунов не стал объяснять причин отказа правительства и городских властей от варианта продажи пакета акций частным структурам на конкурсной основе.



Август, 23 Анна Росс, «Деловое обозрение Республика» (г. Алматы) Аким Алматы Виктор Храпунов не ответил на вопрос корреспондента газеты «Деловое обозрение Республика» Анны Росс о том, каким образом здания, являющиеся архитектурными памятниками, были переданы в залог банковских кредитов на покупку акций энергокомплекса АПК.

Август, 17 «Новый Вестник», «Вечерняя газета» (г. Караганды) 15 августа 2001 года в Караганде произошло ДТП. Помощник прокурора Октябрьского района Ельдос Дююсов сбил двух пешеходов: 30-летняя женщина скончалась от полученных ударов на месте, 16-летняя девушка попала в больницу. По словам журналиста еженедельника «Новый Вестник» Сергея Терещенко, «все обстоятельства ДТП с участием Дююсова полицейские тут же засекретили. Официально прессе заявили одно: идет следствие, за информацией обратитесь через месяц. В прокуратуре Октябрьского района г. Караганды ответили, что им запретили давать какую-либо информацию о своем коллеге. Кто именно запретил и почему, осталось невыясненным.

Журналисты «Вечерней газеты» обратились за разъяснениями в пресс-службу ГУВД области, где им ответили, что Дююсов «не наш, обращайтесь в прокуратуру». В прокуратуре же сказали, что Дююсов уволился с работы и теперь к прокуратуре «никакого отношения не имеет».

Август, 11 Зауре Жумалиева, КТК (г. Петропавловск) Собкор КТК Зауре Жумалиева обратилась в финансовую полицию с просьбой дать комментарий по поводу контрабандного ввоза в область радиоактивного чая и выдачи его под зарплату на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения. Начальник штаба финансовой полиции Александр Гаврюшенко по телефону сообщил, что уголовное дело по данному факту не возбуждено, и отказался комментировать происходящее.

Жумалиева обратилась к директору завода Альберту Акееву, выдавшему работникам под зарплату 9,5 тонн чая. Акеев не стал разговаривать с ней по телефону и передал через секретаря, что ему некогда встречаться с журналистами.

Август, 13 Инна Лопатько, «Неделя СК» (г. Петропавловск) 13 августа корреспондент газеты «Неделя СК» Инна Лопатько обратилась в департамент здравоохранения Северо-Казахстанской области с просьбой прокомментировать ситуацию, когда врач совмещает государственную службу с частной практикой, на примере отоларинголога Габдула Искалиева, который во время своего дежурства на госслужбе принимал людей в частной клинике, несмотря на то, что в больнице его ждала очередь. Заместитель начальника департамента здравоохранения области Дауренбек Жумагулов вместо разъяснения забросал журналистку встречными вопросами о том, что за люди были в очереди и можно ли им верить. В ответ на реплику журналиста: «Я сама сидела в этой очереди» чиновник заявил, что не следует для решения собственных проблем использовать служебное положение. Он отказался комментировать случившееся.

Журналистка подготовила материал, используя другие источники.

Август, 20 Инна Лопатько, «Неделя СК» (г. Петропавловск) 20 августа корреспондент газеты «Неделя СК» Инна Лопатько обратилась к заместителю акима Петропавловска Александру Воропаеву с просьбой об интервью по проблемам благоустройства города: бюджетных ассигнований, непрофессионализма рабочих, брака в работе дорожных строителей и т.д. Ответы на свои вопросы она так и не смогла получить

- более месяца секретарь Воропаева отвечала, что он занят.

Август, 27 «31 канал», «Хабар», «Казахстан-1» (г. Алматы) Интервью журналистов «31 канала» с руководством ЗАО «Хабар», вначале изъявившим желание прокомментировать ситуацию с передачей «Хабару» в доверительное управление акций телерадиокомпании «Казахстан-1», не состоялось. Пресс-секретарь канала Алексей Гостев принес «31 каналу» свои извинения и сообщил, что руководство в последний момент приняло решение отказаться от любых комментариев на этот счет. Он также добавил, что пока не существует законченной программы реструктуризации республиканской корпорации телевидения и радио Казахстана.

Август, 22 Гуляим Омирханова, «31 канал - Караганда»

Корреспондент информационной программы телевидения «31 канал - Караганда»

Гуляим Омирханова безрезультатно пыталась получить в городском акимате информацию о строительстве в Караганде одного из объектов. Чиновники ссылались на занятость, командировки, плохое самочувствие и т.д. Отчаявшись получить ответ на устные вопросы, корреспондент направила в акимат письменный запрос на предоставление информации, но ответа не последовало. Впоследствии выяснилось, что ее запрос не зарегистрирован и находится в канцелярии акимата.

Август, 29 Негосударственные СМИ г. Караганды Негосударственным СМИ г. Караганды было отказано в информации о дате и времени прилета в аэропорт «Сары-Арка» первой группы военных самолетов на новое место дислокации. По словам редактора еженедельника «Вечерняя газета» Татьяны Воевод, она несколько раз безрезультатно обращалась к пресс-секретарю акима области Жанибеку Садыханову с просьбой назвать дату и время прибывания самолетов. Случайно узнав об этом из другого источника, Татьяна Воевод оказалась в аэропорту единственной журналисткой негосударственного СМИ.

Август, 16 «Караван» (г. Алматы) Корреспонденту газеты Караван» Руслану Минулину не удалось получить в Верховном суде информацию о статистике нападений на судей и членов их семей.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 20 Конституции РК и ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации»

гарантируют право свободного получения и распространения информации. Отказ в предоставлении информации, в соответствии со ст. 18 названного закона, может быть обжалован в суде. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, образует состав преступления, предусмотренный ст. 154 УК РК.

Создание условий, препятствующих журналисту осуществлять предусмотренные законодательством его права и обязанности либо полностью лишающих его этой возможности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.352 КоАП РК.

Истребование по суду общественно значимой информации Август, 16 «Вечерний Талдыкорган»

1 августа в Талдыкорганском городском суде начались слушания по иску газеты «Вечерний Талдыкорган» к президенту ОАО «Талдыкорганский район электрических сетей» Анвару Тукенову и начальнику Центра городского управления пассажирскими перевозками Мухтару Толымбеку. Поводом для иска послужил отказ чиновников этих государственных структур в предоставлении информации газете.

В своих исковых требованиях редакция просит представить ранее запрашиваемую информацию, взыскать моральный вред в размере 5 тысяч тенге с каждого ответчика с перечислением этой суммы на счет общественного фонда «Детский футбол».

Слушание дела неоднократно откладывается по ходатайствам ответчиков.

По иску газеты к М. Толымбеку было вынесено заочное решение в связи с неоднократной неявкой ответчика в суд по неуважительной причине. Суд признал иск обоснованным и обязал ответчика предоставить газете требуемую информацию.





КОММЕНТАРИЙ

По данным Фонда защиты свободы слова «Адил соз», одно из средств массовой информации действительно впервые воспользовалось своим правом на истребование по суду запрашиваемой информации. Поскольку эта информация не относится к категории секретной или охраняемой законом, суд совершенно правильно удовлетворил иск газеты, обязав ответчика предоставить требуемую информацию.

Необоснованные предпочтения в предоставлении СМИ информации

Август, 30 «Ак Жайык» (г. Атырау) В связи со взрывом российской ракеты 22 августа на территории Курмангазинского района 30 августа в Атырау прибыл Министр обороны РК С.Токпакпаев. Министр провел пресс-конференцию, а затем в сопровождении группы журналистов выехал на место ЧП.

Газета «Ак Жайык» не имела возможности освещать визит Токпакпаева, поскольку пресссекретарь акима области Амир Айсин не поставил эту газету в известность о прессконференции министра и поездке в Курмангазинский район. В результате 16 тысяч подписчиков «Ак Жайыка» лишились возможности узнать подробности ЧП и получить информацию непосредственно с места события.

Август, 20 СМИ Алматы Агентство «Хабар» предоставило очень узкому кругу СМИ пресс-релиз по поводу передачи в доверительное управление пакета акций телерадиокорпорации «Казахстан-1».

На веб-сайте «Хабара» информация об этом событии отсутствовала.

КОММЕНТАРИЙ

Согласно ст. 18 Закона РК «О средствах массовой информации» государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию средствам массовой информации независимо от их форм собственности и принадлежности.

Необоснованные требования о публикации опровержения

Август, 10 Джамиля Касенова, Татьяна Воевод, «Вечерняя газета» (г. Караганда) Опубликовав в одном из августовских номеров еженедельника «Вечерняя газета» статью о Налоговом комитете по Карагандинской области, журналист Джамиля Касенова, а вместе с ней и редактор газеты Татьяна Воевод подверглись настоящему телефонному террору со стороны пресс-секретаря Налогового комитета по Карагандинской области А.

Бексеитова. Звонки с требованием опубликовать новую статью, полностью опровергающую старую, раздавались каждый день по 7-8 раз. Через несколько дней редактор была вынуждена позвонить заместителю начальника Налогового комитета по Карагандинской области с просьбой «усмирить ретивого пресс-секретаря». Итогом телефонного разговора с заместителем начальника стала фраза последней: «Хорошо, мы больше с «Вечерней газетой» не работаем».

КОММЕНТАРИЙ

Порядок опубликования опровержений в случаях публикации СМИ недостоверных порочащих сведений установлен ст. 143 ГК РК. Он предусматривает опубликование опровержений в добровольном порядке либо по решению суда. Принуждение должностным лицом журналиста и редактора к опубликованию опровержения помимо установленного порядка при определенных условиях может образовать состав преступления, предусмотренного ст.155 УК РК «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста».

Необоснованное удаление журналиста из зала суда и отказ в присутствии на судебном заседании Август, 15 Александр Константинов, «Время по» (г. Астана) Пресс-служба Верховного суда РК отказала в аккредитации собственному корреспонденту газеты «Время по» Александру Константинову на слушания уголовного дела по обвинению бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина. По словам Константинова, отказ был обоснован тем, что «в зале нет достаточного количества мест для прессы». На вопрос журналиста, может ли он присутствовать на процессе как частное лицо, поскольку слушания объявлены открытыми, ему ответили: «Для вас там не будет места».

КОММЕНТАРИЙ

Разбирательство уголовных дел во всех судах, согласно ст.28 УПК РК, должно производиться открыто, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Отказ суда в присутствии журналистов в зале судебного заседания по причине отсутствия свободных мест не основан на законе.

Нарушение требований Закона «О языках в Республике Казахстан»

Август, 15 Русскоязычные СМИ Астаны На пресс-конференции заместителя Генерального прокурора республики Оналсына Исламова, которая проходила в здании Генпрокуратуры, не был обеспечен синхронный перевод с казахского на русский язык. Вопросы и ответы, звучавшие на государственном языке, позже на русский не переводились.

КОММЕНТАРИЙ

В Республике Казахстан государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления, наряду с казахским, официально употребляется и русский язык (ст.7 Конституции РК). Если, к тому же, учесть, что ст. ст. 6 и 26 Закона «О языках в Республике Казахстан»

возлагают на эти самые органы и организации заботу о развитии языков в Казахстане, а также кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение их функционирования, то нетрудно убедиться, что на этот раз не на высоте оказался аппарат Генпрокуратуры.

Нарушение авторских прав

Август, 11 «Экспресс-К», «Азиопа» (г. Алматы) Газета «Экспресс-К» опубликовала открытое редакционное письмо в адрес интернетсайта «Азиопа». В этом письме «Экспресс-К» запретил «Азиопе» без письменного согласия со стороны редакции публиковать на сайте их материалы. Причиной этого явились факты, по мнению «Экспресса», недопустимо вольного обращения «азиоповцев»

с их публикациями и даже воровства некоторых из них.

КОММЕНТАРИЙ

Согласно ст.11, 15, 16 Закона РК «Об авторских и смежных правах», журналисты и редакции газет пользуются всей полнотой личных неимущественных и имущественных авторских прав (соответственно) на созданные ими произведения или газету как составное произведение. Использование авторских произведений допускается, за некоторым исключением, только с согласия авторов. Автор также имеет право на защиту своего произведения и воспрещение его использования.

Необоснованные требования о соблюдении коммерческой тайны

Август, 22 «Деловое обозрение Республика» (г. Алматы) 22 августа в редакцию газеты «Деловое обозрение Республика» пришла повестка из межрайонного специализированного экономического суда Алматы о том, что 27 августа состоится подготовительное слушание по иску к газете открытого акционерного общества «Народный банк Казахстана» о разглашении коммерческой тайны.

Поводом для иска послужила публикация 26 июля статьи «На чужом пиру похмелье?», в которой речь шла о продаже государственного пакета акций Народного банка частной структуре, «Казкоммерцбанку».

Подписавший иск председатель правления «Народного банка Казахстана» Анвар Сайденов считает, что газета нарушила «права банка иметь коммерческие секреты, требовать неприкосновенности и нераскрытия информации, охраняемые законодательством РК».

КОММЕНТАРИЙ:

Требование истца о защите коммерческих сведений в приведенном случае не основано на законе. Статья 126 ТК РК к числу коммерческой относит и защищает только такую информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании, и ее обладатель принимает меры по охране и конфиденциальности.

Между тем, продажа государственного пакета акций любого предприятия, по сути, является приватизацией, которая в силу ст. ст. 5, 12 Закона РК «О приватизации»

должна производиться на открытых торгах в порядке, установленном ст. 14 указанного закона. Следовательно, сведения о таких торгах не могут быть коммерческой тайной.

Нарушения хозяйственных прав СМИ Август, 23 «ТЕРРА», «5 канал», «31 канал-Караганда», «РАДИО-ТЕКС», «NS - Караганда» (г.

Караганда) В карагандинские телекомпании «5 канал», «31 канал-Караганда» и на радиостанции «РАДИО-ТЕКС», «ТЕРРА», «NS - Караганда» были направлены письма за подписью директора Областного радиотелевизионного центра Бектурганова Ж.С.

По словам директора радиостанции «ТЕРРА» Куляш Аманжоловой, полученное ею письмо извещает о том, что действующий договор на аренду места на АМС и на обслуживание радиопередающих средств расторгается в одностороннем порядке, а директору радиостанции предлагается в 3-дневный срок подписать новый договор и направить его в адрес Карагандинского филиала ЗАО «Казтелерадио».

В предлагаемом новом договоре существенно (почти в 3 раза) увеличена плата за аренду места на АМС и за аренду производственных помещений. По словам Аманжоловой, если раньше они ежемесячно платили ОРТПЦ около 50 тысяч тенге, то по новым расценкам эта сумма за те же услуги составляет 120 тысяч тенге в месяц;

Кроме того, в этом же документе указано, что действие Договора распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, то есть с 1 января 2001 года. Таким образом, радиостанции «ТЕРРА» предложено уплатить разницу между старыми и новыми расценками за 8 месяцев. Эта сумма, по словам Аманжоловой, составляет 500 тысяч тенге.

Август, 09 «Республика-2000» (г. Алматы) 26 июля газета «Республика-2000» сообщила, что выпуск следующего номера задерживается из-за отсутствия типографии, готовой сотрудничать с редакцией на основании законного долгосрочного договора.

9 августа вышел очередной номер газеты, который, по словам редактора газеты Лиры Байсеитовой, они напечатали «на свой страх и риск». Байсеитова предполагает политическую мотивацию напряженных отношений газеты с типографиями Алматы. Одна из причин, возможно, кроется в том, считает Байсеитова, что газета печатает материалы, лояльные к экс-премьеру Кажегельдину. Редактор обратилась со страниц газеты с открытым письмом к типографиям, которые захотят сотрудничать с газетой.

КОММЕНТАРИЙ

Нарушение контрагентом своих обязательств по договору порождает его ответственность в соответствии с законодательством РК и условиями договора. В подобных случаях средство массовой информации или его собственник вправе взыскать с недобросовестного контрагента все убытки, включая упущенную выгоду.

При одновременном нарушении имущественных, личных неимущественных прав с такого контрагента средствами массовой информации может быть взыскана также компенсация морального вреда.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ

Необоснованные обвинения в оскорблении представителя власти Август, 08 Елена Гетманова, «Диапазон» (г. Актобе) И.о. начальника УВД Актюбинской области направил редактору газеты «Диапазон»

Елене Гетмановой сообщение, что по фактам публикаций статей «Партия в бильярд с прокурором» и «Не так страшен прокурор, как его лобби» следственное управление УВД возбудило уголовное дело по заявлению заместителя прокурора области П.Кутхужина по признакам преступления, предусмотренного ст. 320 ч.2 УК РК (оскорбление представителя власти с использованием средств массовой информации).

Директор ТОО «Рифма» Владимир Михайлов и редактор газеты Елена Гетманова получили повестки о явке на допрос 13 августа.

Напомним, что по этим же публикациям уже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 129 УК РК (клевета) по заявлению того же Кутхужина. Им также предъявлен иск ТОО «Рифма» о защите чести, достоинства и деловой репутации с возмещением морального вреда в сумме 10 млн. тенге.

КОММЕНТАРИЙ

Возбуждение уголовного дела и обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст. 320 ч.2 УК в данном случае не основаны на законе. Указанная статья предусматривает ответственность за публичное, с использованием СМИ, оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением. Оскорблением признается унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Между тем, в публикации не содержится неприличных выражений. Более того, заявитель уже возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 129 УК РК «клевета», которое относится к делам частного обвинения, признав тем самым частный характер публикации.

Необоснованные обвинения в клевете

Август, 29 «Время», «Рудный Алтай», «Устинка плюс» (г. Усть-Каменогорск) В следственный отдел УВД Восточно-Казахстанской области были поочередно вызваны редакторы газет «Рудный Алтай», «Устинка плюс» и собкор газеты «Время» Андрей Кратенко. Журналистам было предложено письменно объяснить причину появление летом 2000 года публикаций, в которых освещалась полемика между сенатором З.

Батталовой и акимом Восточно-Казахстанской области В. Метте.

Как выяснилось, З.Батталова через свое доверенное лицо обратилась в Генеральную прокуратуру с письмом, в котором настаивала на привлечении авторов публикаций к уголовной ответственности за, якобы, развязанную против нее клеветническую кампанию, хотя газеты опубликовали только материалы, подготовленные пресс-службой акима области, а также интервью самого акима.

Август, 01 Олег Адоров, «Эврика» (г. Актобе).

В Актюбинским городском суде возбуждено уголовное дело по обвинению журналиста Олега Адорова в клевете по заявлению судьи Алгинского районного суда Абая Ещанова, который был оскорблен тем, как Адоров освещал в газете «Эврика» судебный процесс под его председательством. Ещанова задели слова: «…теперь к слепоте алгинской Фемиды добавились глухота и бестолковость». Он потребовал наказания журналиста в виде двух лет исправительных работ.

Помимо этого, Ещанов подал гражданский иск против газеты «Эврика», обвинив газету в унижении его чести, достоинства и подрыве деловой репутации. Истец считает, что газета в его лице скомпрометировала всю судебную систему области и республики.

Решением суда с газеты взыскано 300 тысяч тенге в счёт возмещения поруганной судейской чести.

По уголовному делу судья назначил лингвистическую экспертизу, которая установила, что слова «слепой», «глухой» и «бестолковый» вовсе не являются бранными и вообще относятся не к истцу. Однако, основываясь на решении суда по гражданскому иску, где сказано, что сведения, изложенные в газете, не соответствуют действительности, судья уголовного процесса признал Адорова виновным в клевете и приговорил его к 180 часам общественных работ. «Суд не может быть бестолковым», - сказал председательствующий при оглашении приговора.

Журналист подал апелляционную жалобу в Актюбинский областной суд.

КОММЕНТАРИЙ

В приведенных случаях как обвинение в клевете, так и приговор суда в отношении журналиста О. Адорова нельзя признать основанными на законе.

Ответственность за клевету предусмотрена ст.129 РК. Под клеветой закон понимает распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. С субъективной стороны данный состав преступления характеризуется только наличием прямого умысла. Иначе говоря, уголовная ответственность может наступить только в том случае, если лицо заранее знало о ложности и порочащем характере распространяемых сведений и сознательно стремилось к этому. Думается, подобный умысел во всех приведенных случаях отсутствует. Тем более, такой злой умысел, при всем желании, нельзя усмотреть в публикациях на общественно значимые темы или по поводу деятельности лиц, занимающих публичные должности.

Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из фактов публикации определенных сведений Август, 07 «Атырау-today» (г. Атырау) 7 августа Атырауский городской суд вынес решение по нашумевшему «делу Казиева».

Напомним, что 28 июня в местных газетах «Атырау-тoday» и «Прикаспийская коммуна»

были опубликованы материалы о том, что накануне начальник отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Атырауского городского акимата Д. Джарылгасов в кабинете зам. акима города А. Нурлугужиева нецензурно обругал корреспондента «Прикаспийской коммуны» Тимура Казиева и ударил его по лицу. На следующий день после этих публикаций была создана специальная комиссия областного акимата, которая по итогам служебного расследования 29 июня рекомендовала уволить Д. Джарылгасова с должности «за грубое нарушение служебной этики».

В июле Д. Джарылгасов подал в городской суд иск к «Атырау-тoday» и «Прикаспийской коммуне» о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда в сумме по 1 миллиону тенге с каждого.

Единственный свидетель инцидента - зам. акима города А. Нурлугужиев - в судебном заседании показал, что между Д. Джарылгасовым и Т. Казиевым имел место конфликт со взаимными оскорблениями, но рукоприкладства не было. Член комиссии по служебному расследованию, руководитель аппарата акима г. Атырау А. Ташенов показал, что под нарушением служебной этики комиссия имела в виду сам факт недопустимого для госслужащего конфликта между работником акимата и журналистом, но комиссия не установила подлинность инцидента избиения Казиева Джарылгасовым.

Городской суд под председательством судьи Р. Кабиевой решил: иск Д. Джарылгасова удовлетворить частично, обязать газеты «Атырау-тoday» и «Прикаспийская коммуна»

опубликовать опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию Д.Джарылгасова, а также взыскать с них в пользу истца в счет возмещения морального вреда по 50 тысяч тенге.

Обе газеты обжаловали это решение в Атырауском областном суде.

Август, 01 Алдан Аимбетов, «Казахская правда» (г. Алматы) В августе вступило в законную силу решение Бостандыкского районного суда г. Алматы по иску лидера движения «Поколение» Ирины Савостиной к редактору газеты «Казахская правда» Алдану Аимбетову о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда, оцененного истицей в 1 млн. тенге.

Суд постановил частично удовлетворить иск Савостиной, уменьшив сумму компенсации до 3 876 тенге.

Август, 10 «Вечерний Атырау» (г. Атырау) 10 августа Атырауский городской суд вынес решение по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации акима Махамбетского района У.Елеубаева к газете «Вечерний Атырау».

Поводом для иска стала статья в «Вечернем Атырау» от 16 марта «Зачем обманывать людей?», в которой утверждалось, что в Махамбетском районе завышается отчетность об урожае овощей и бахчевых культур.

Редактор «Вечернего Атырау» Ж. Доспанов заявил в судебном заседании, что по итогам журналистского расследования надо произвести проверку отчетности в Махамбетском районе с тем, чтобы выявить реальные объемы урожая.

Судья Т. Мукатанов в своем решении указал, что ответчик не смог доказать в суде свои утверждения, которые, следовательно, являются голословными. Суд обязал газету опубликовать опровержение.

Данное решение обжаловано ответчиком в областном суде.

Август, 14 «Вечерний Атырау»

14 августа Атырауский городской суд вынес решение по иску акима г.Атырау Д.Турганова к газете «Вечерний Атырау» о защите чести, достоинства и о возмещении морального вреда в размере 10 млн. тенге.

Поводом для иска стала статья Ж.Доспанова в «Вечернем Атырау» от 13 апреля 2001 г.

под названием «Везет же нашему городу». В ней аким обвинялся в нецелевом расходовании государственных средств, журналист назвал акима «унизителем гордых потомков Исатая, Махамбета, Курмангазы, опозорившим Атырау».

В судебном заседании Ж.Доспанов показал, что он воспользовался своим правом журналиста дать моральную оценку фактам финансовых нарушений, таких, как приобретение новых автомобилей для городского акимата и расход денег из государственного резерва на проведение тепла в поселок «Геолог».

В решении суда указывается, что утверждения Ж.Доспанова не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, редакция газеты не доказала свои обвинения подтверждающими документами о нецелевом использовании денежных средств. Суд под председательством судьи Г.Хаженовой постановил сведения, содержащиеся в статье «Везет же нашему городу», признать не соответствующими действительности, обязать газету опубликовать опровержение и взыскать с редакции «Вечернего Атырау» в пользу акима города возмещение морального вреда в сумме 2 млн. тенге.

«Вечерний Атырау» обжаловал это решение в областном суде.

Август, 14 Мария Пульман, «Казахстанская правда» (г. Алматы) 13 августа 2001 года Сарыаркинский районный суд г. Астаны рассмотрел гражданское дело по иску Н. Сидоренко к редакции газеты «Казахстанская правда» и М.Пульман о возмещении морального вреда в размере 3,5 млн. тенге и публикации опровержения.

Поводом для иска послужила статья М.Пульман «Дедушка умер? Освободите жилплощадь», опубликованная в «Казахстанской правде» под рубрикой «Из зала суда» 30 марта 1999 года. Сидоренко сочла, что ответчики нанесли ей неизгладимый моральный вред такими высказываниями, как: «вскоре появилась на горизонте чета Сидоренко - Нино с мужем Виктором», «внезапное чувство любви, охватившее Нино в этот период, следует считать началом реализации плана по овладению квартирой», «Вот тут и родилась идея заключить договор отчуждения, тут и пригодилась нотариус Каруценко…» и пр.

Суд установил, что доводы истицы не подтверждаются материалами дела, и вынес решение отказать Сидоренко в удовлетворении ее исковых требований.

Август, 28 Сергей Козлов, «Деловое обозрение Республика» (г. Алматы) 28 августа в Алмалинском районном суде Алматы началось судебное разбирательство по иску журналиста Сергея Козлова к газете «Деловое обозрение Республика» о защите чести, достоинства и деловой репутации.

24 мая с. г. в этой газете была опубликована статья Мухаметжана Адилова «Маски сброшены, господа!», в которой авторство двух статей в «Известиях Казахстан», подписанных фамилией Садуов, приписывается Сергею Козлову, собственному корреспонденту «Независимой газеты» по Казахстану.

По мнению журналиста, его профессиональную репутацию порочат такие фразы, как:

«Поскольку господина Садуова никто в Казахстане не знает, а Сергей Козлов хорошо известен в журналистских кругах и пользуется определенной репутацией, можно сделать вывод, что именно он является автором всех трех заказных статей» и «…идея, что целью кампании против Данияла Ахметова и РАО ЕЭС «Россия» является отставка первого, пришла одновременно в голову Сергею Козлову и самому «виновнику торжества.

Возможно, это и есть ответ на наш вопрос о заказчике материала».

Журналист считает, что появление статьи, порочащей его деловую репутацию, обусловлено тем, что пресса, контролируемая М. Аблязовым, проводит кампанию «черного пиара» с целью дискредитации и подрыва доверия к журналисту, занявшему критическую позицию в отношении бывшего министра.

Август, 30 Марат Шантимиров, «Ва банк» (г. Петропавловск) В начале августа в газету «Ва банк» обратился юрист акимата района имени Магжана Жумабаева с требованием дать опровержение на статью журналиста Марата Шантимирова «Под прессом», опубликованную в июне 2001 года.

Вскоре после публикации в редакцию было направлено письмо за подписью акима района Серика Билялова, который заявил, что указанная статья «затрагивает» его честь, достоинство и деловую репутацию, т.к. в ней не только «искажены фактические обстоятельства», но и аким «обвинен в противоправных действиях». Однако Серик Билялов не указал, какие именно сведения, изложенные в статье, следует опровергнуть, какие слова задевают его честь, достоинство и деловую репутацию. Марат Шантимиров отказался писать опровержение на том основании, что опровергать нечего.

В конце августа газета опубликовала статью журналиста Плотникова под названием «Так кто же оказался под прессом?», в которой подвергались сомнению репутация и деловые качества одного из героев статьи Шантимирова.

КОММЕНТАРИЙ

При нарушении личных неимущественных прав, таких, как честь, достоинство и деловая репутация, гражданско-правовая ответственность, в силу ст. 143 ГК РК и нормативных постановлений Пленума Верховного суда РК от 18.12.92 г. № 6 (с последующими изменениями) и от 21.06.2001 г. № 3, наступает только при наличии одновременно следующих условий:

Если публикация содержит именно сведения, а не мнения, убеждения или оценочные суждения;

Если эти сведения недостоверны, то есть, если они не соответствуют действительности;

Если они порочат честь, достоинство или деловую репутацию истца с точки зрения соблюдения им законов и моральных принципов общества.

Если нет хотя бы одного из этих условий, гражданско-правовая ответственность не наступает. При этом бремя доказывания достоверности опубликованных сведений, закон возлагает целиком на распространителя сведений, то есть средство массовой информации и автора. А вот доказать факт нарушения своих личных неимущественных прав в силу ст. 141 ГК РК обязан истец. Более того, в соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» от 21.06.2001г. № 3 теперь истец, кроме подачи заявления, обязан «указать доказательства, подтверждающие факт нарушения его конкретных личных неимущественных прав и благ, а также способ их защиты».

Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из фактов публикации взглядов, убеждений, мнений и оценочных суждений Август, 02 «Криминальные новости» (г. Караганда) В Ленинский судебный участок Советского районного суда г. Караганды обратился И.

Судариков с иском к редакции газеты «Криминальные новости» о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании морального вреда в размере 200 тысяч тенге.

Поводом для иска послужила статья Светланы Кохановой «Короли и капуста», опубликованная 19 июля 2001 года, в которой речь шла о сложных взаимоотношениях между акционерами и председателем АО «Нива». Истец является председателем АО «Нива» и счел некоторые фразы в публикации, такие, как «обзавелся женой со связями», «когда в князи выходят из грязи» и др., унизительными.

Суд удовлетворил ходатайство представителя ответчика об оставлении данного иска без рассмотрения в связи с тем, что истцом не соблюдена процедура досудебного урегулирования данного спора.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 20 Конституции РК и ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации»

гарантируют свободу слова, творчества, свободу выражения в печатной или иной форме своих взглядов и убеждений. Ответственность за распространение взглядов и убеждений, мнений и оценочных суждений действующим законодательством не установлена.

Требования, вытекающие из права лица на собственное изображение

Август, 01 «Арна» (г. Семипалатинск) В редакцию газеты «Арна» пришла С. Оразбике и в грубой форме потребовала публичных извинений за публикацию фотографии, иллюстрирующей статью о детях, попадающих в дорожно-транспортные происшествия по халатности родителей. На фотографии был изображен ребенок, снятый спиной к камере, но посетительница уверяла, что узнала в нем своего сына.

Сотрудникам редакции пришлось вызвать наряд полиции, чтобы удалить даму из офиса.

Через некоторое время полицейские вернулись и сообщили, что С.Оразбике намерена подать иск в суд о защите своей чести и достоинства с компенсацией морального вреда в размере 1 млн. тенге.

Редакция в свою очередь намерена подать в суд встречное заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации.

КОММЕНТАРИЙ

Требования истца в приведенном случае не основаны на законе. Согласно ст. 145 ГК РК, опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинокартина, видеоклип и т.д.), в котором изображено определенное лицо, допускается лишь с согласия изображенного. Такого согласия не требуется, если изображенное лицо позировало за плату, либо в ситуациях, установленных законодательными актами. Но во всех случаях изображенное лицо, конечно, должно быть узнаваемо.

Необоснованное требование СМИ о предоставлении информации

Август, 02 Виктория Хмелевская, «Экспресс-К» (г. Алматы) Судебные власти даже после вынесения приговора отказали корреспонденту газеты «Экспресс-К» Виктории Хмелевской в предоставлении информации по уголовному делу о наезде на колонну курсантов военного факультета Академии гражданской авиации, произошедшем в марте этого года. Отказали журналисту и в предоставлении текста приговора.

КОММЕНТАРИЙ

Требования журналиста о предоставлении судом информации по рассмотренному уголовному делу, а также копии приговора не основаны на законе. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает предоставление ему такой информации.

Сентябрь Особенности политического, социального и административного климата в стране, определяющие фактическое положение средств массовой информации II. Нарушение прав СМИ и журналистов III. Нарушения, инкриминируемые СМИ

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО,

АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ Проекты изменений действующего законодательства, ухудшающие положение средств массовой информации Сентябрь, 06 Все СМИ Агентство по регулированию естественных монополий, защите и поддержке малого бизнеса выступило с инициативой отозвать свой законопроект о рекламе из плана законопроектных работ текущего года.

Основной причиной названо большое количество противоречий между госорганами и СМИ по ряду позиций. Например, по вопросу о том, считать ли социальные ролики коммерческой рекламой.

Как объяснил заместитель председателя агентства Бахытжан Сагинтаев, «в связи со сжатыми сроками и несоблюдением регламента рассмотрения проекта некоторыми министерствами агентство было вынуждено форсировать работу, а сверхоперативность в этом вопросе стала поводом для критических публикаций в СМИ».

По словам Сагинтаева, международный опыт показывает, что специальный закон о рекламе существует лишь в единичных странах. В подавляющем большинстве рекламный бизнес регулируется с помощью кодексов. В Казахстане он сейчас регулируется Законом «О средствах массовой информации». Кроме того, в законодательных актах РК слово «реклама» и его производные употребляются более, чем в 300 правовых актах. С принятием нового закона придется вносить серьезные изменения в Гражданский и Уголовный кодексы.

И, самое главное, в Казахстане рекламный рынок находится еще в стадии становления, только в этом году его финансовые обороты приблизились к тому уровню, который был до кризиса 1998 г., а законодательная регламентация этого сложного процесса возможна только после его стабилизации.

Однако правительство республики Казахстан не намерено отказываться от идеи законодательного регулирования рекламного рынка.

Проект закона «О рекламе» включен в план первого полугодия 2002 года.

Сентябрь, 18 Все СМИ Как стало известно, министерство труда и социальной защиты населения 11 июля издало приказ, согласно которому все объявления о поиске специалистов на внутреннем рынке труда должны размещаться в газетах «Жас алаш» и «Время». На запрос газеты «ЭкспрессК» о том, по каким основаниям были выбраны именно эти издания и почему ограничен доступ для других, был получен комментарий из пресс-службы министерства труда и социальной зашиты населения. В нем говорится, что основанием для данного приказа послужило постановление правительства РК от 19 июня 2001 г. № 836 «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О занятости населения».

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста Сентябрь, 28 Гульжахан Турарова, Евгений Сергиенко, КТК (Шымкент) Съемочная группа КТК - Гульжахан Турарова и Евгений Сергиенко - побывавшая на Байконуре, вернулась из командировки без видеоматериалов. 15-минутное интервью с руководителем администрации города Байконур Дмитриенко оказалось размагниченным.

После съемок журналистов попросили оставить камеру на ночь в администрации, чтобы у них не было возможности снять тайком стратегический объект. Оборудование закрыли на ночь в кабинете администрации. При этом присутствовали зам. главы администрации Лазарев, пресс-секретарь Москалев, представитель Казахстана на Байконуре Айдар Есеналиев. На следующий день журналисты обнаружили, что видеозапись интервью с кассеты исчезла. Никто из представителей власти никаких вразумительных комментариев по этому инциденту не дал.

Сентябрь, 07 Разига Ашеева, «Алтын орда» (г. Астана) Редакция газеты «Алтын орда» поручила собственному корреспонденту в Астане Разиге Ашеевой взять интервью у ректора Евразийского университета им. Гумилева Мырзатая Жолдасбекова. Однако интервью не состоялось, так как служба охраны университета журналистку к ректору не пропустила.

Сентябрь, 27 «Хабар»

Начальник службы охраны РГП «Энергоцентр-ЕС-Казахстан» К. Касьянов не допустил съемочную группу агентства «Хабар» в здание для видеосъемок ремонта офиса ЗАО «Казтрансгаз», который находится в этом же помещении. Это было сделано несмотря на то, что у журналистов была предварительная договоренность о встрече и проведении съемок.

Сентябрь, 24 Виктор Мирошниченко, КТК (г. Петропавловск) Оператор КТК Виктор Мирошниченко снимал адресный план городского отдела внутренних дел Петропавловска для передачи «Тревожная зона», когда его остановил некто в штатском и потребовал убраться отсюда. На вопрос оператора, кто он, собственно, такой, тот предъявил удостоверение сотрудника УВД сержанта Шилова. Полицейский потребовал показать разрешение на съемку. Мирошниченко спросил, видел ли он когданибудь разрешение подобного рода. В ответ на это сержант попросил оператора пройти с ним в ГУВД, где дежурный лейтенант также спросил у телеоператора, есть ли у него разрешение на съемку. Слова Мирошниченко о том, что по закону такого разрешения не требуется, полицейских не убедили. Лейтенант позвонил кому-то по телефону и только потом разрешил оператору продолжать работу.

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со ст. 20 Конституции РК и ст. 20 Закона РК «О средствах массовой информации» журналист имеет право осуществлять поиск, получать и распространять информацию, посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации образует состав преступления, предусмотренный ч.1 ст. 155 УК РК. Те же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия либо угрозы его применения, образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 указанной статьи Уголовного кодекса.

Создание условий, препятствующих журналисту осуществлять предусмотренные законодательством свои профессиональные права и обязанности либо полностью лишающие его этой возможности, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 352 Кодекса об административных правонарушениях в РК.

Необоснованное приостановление выпуска газеты Сентябрь, 17 «Диапазон» (г. Актобе) В связи со вновь открывшимися обстоятельствами газета «Диапазон» опубликовала открытые письма прокурору Актюбинской области и председателю Актюбинского областного суда.

Редакции газеты в сентябре стали известны факты нарушений со стороны одного из первых лиц областной прокуратуры П. Кутхужина.

Два года назад, в июле 1999 г., во время известного процесса по закрытию газеты «Диапазон» сотрудниками прокуратуры были скрыты от суда важнейшие доказательства результаты экспертизы, проведенной специалистами Центра судебных экспертиз министерства юстиции РК. Они доказывали полную невиновность журналистов газеты в тех преступлениях, которые инкриминировала им прокуратура. Однако, имея на руках данные документы, представители прокуратуры, курируемые первым заместителем прокурора области П.Кутхужиным, не представили их ни в городской, ни в областной суд.

Редакции же было заявлено, что никакой экспертизой, кроме той, что была заказана местным специалистам, суд не располагал. В результате издание газеты было приостановлено на два месяца.

Таким образом, выяснилось, что при участии П.Кутхужина журналисты «Диапазона»

лишились важнейшего из аргументов в свою поддержку. «Коллектив редакции считает, написано в письме, - что действия прокурора П.Кутхужина несовместимы с пребыванием на высоком ответственном посту блюстителя законности».

КОММЕНТАРИЙ

Фонд защиты свободы слова «Адил соз» в свое время уже высказывал свою точку зрения на незаконность и необоснованность приостановления на 2 месяца выпуска газеты «Диапазон» по обвинениям, предусмотренным ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации» (Пропаганда социального, расового и национального превосходства) в связи с отсутствием состава инкриминированного газете правонарушения.

Время имеет свойство расставлять все по своим местам. Теперь оказывается, что на момент рассмотрения дела в суде имелось заключение официальной экспертизы, подтверждающее факт отсутствия правонарушения, это заключение от суда было скрыто. В связи со вновь открывшимися обстоятельствами газета или ее собственник вправе принести надзорную жалобу и, после отмены решения суда, поставить вопрос об ответственности соответствующих должностных лиц.

Нарушение сроков регистрации средства массовой информации

Сентябрь, 28 Ерлан Айманбетов, «Соз» (Слово) (г. Алматы) Учредитель вновь создаваемой двуязычной газеты «Соз» Ерлан Айманбетов 10 августа подал заявку на регистрацию своей газеты в министерство культуры, информации и общественного согласия. По истечении 15 дней, не дождавшись ответа, он неоднократно обращался в министерство по телефону с вопросом о судьбе своей заявки, но безуспешно.

В последний раз помощник министра ответил ему, что его заявка лежит на подписи у КулМухаммеда, а тот занят - готовится к визиту Папы Римского.

21 сентября Айманбетов обратился к Генеральному прокурору РК с жалобой на бездействие министерства и к депутатам парламента РК - с просьбой сделать запрос по поводу регистрации газеты «Соз».

Напомним, весной этого года Айманбетов пытался зарегистрировать газету «Жангырык (Эхо)». После двух месяцев проволочек и вмешательства Генеральной прокуратуры ему было отказано в регистрации на том основании, что в Казахстане уже есть газета с аналогичным названием. Более подробную информацию об этом издании, его местоположении, учредителях, тематике и т.д. журналист так и не получил.

КОММЕНТАРИЙ

Средство массовой информации, согласно ст. 10 Закона РК «О средствах массовой информации», подлежит постановке на учет (учетной регистрации) в уполномоченном органе. Заявление об учете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение 15 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения заявления собственнику СМИ выдается свидетельство о постановке на учет либо сообщается об отказе по основаниям, установленным законом. Отказ в постановке СМИ на учет может быть оспорен в суде.

Отказ в предоставлении общественно значимой информации

Сентябрь, 06 «Экспресс-К» (г. Алматы) Редакция газеты «Экспресс-К» обратилась в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с вопросом о захоронении иностранных радиоактивных отходов на территории Казахстана. Пресс-секретарь этого ведомства Нуржан Аязбаев ответил: «От имени министерства я не могу делать заявления по этому поводу. Потому что по официальным каналам в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды никакой информации по этому проекту не поступало».

Сентябрь 27 Айжан Кошкенова, «Казахстан» (г. Алматы) В феврале корреспондент газеты «Казахстан» Айжан Кошкенова обратилась к акиму Алматы В. Храпунову с просьбой дать интервью. Аким согласился назавтра же ответить на интересующие ее вопросы. Однако «завтра» акима растянулось на семь месяцев.

Сначала Виктор Храпунов изъявил желание предварительно ознакомиться с вопросами журналиста. Затем в течение нескольких месяцев он «готовился» к интервью. Наконец из аппарата сообщили, что «интервью пройдет только в присутствии сотрудника прессслужбы акима». Но при этом прибавили: «На данный момент сотрудник пресс-службы болеет».

Прошло полгода. Журналисты газеты в очередной раз обратились по телефону к помощнику акима и получили неожиданный ответ: «Интервью не будет. Есть другие, более хорошие газеты, которые пишут по-казахски. Вот им и дадим…»

Сентябрь, 28 «7 дней» (г. Усть-Каменогорск) Редакция Восточно-Казахстанской областной газеты «7 дней» обратилась с письменным запросом к начальнику областного налогового управления с просьбой предоставить данные о налоговых поступлениях от вино-водочных предприятий, однако не получила на свой запрос никакого ответа.

Сентябрь, 06 Жасулан Кужеков, «Атырау-Today» (г. Атырау) В редакцию газеты «Атырау-Today» пришло несколько председателей КСК микрорайона «Привокзальный» с жалобами на работу китайских специалистов по реконструкции инженерных сетей «Привокзального» в рамках пилотного проекта Всемирного банка. Для объективности будущей публикации шеф-редактор газеты Жасулан Кужеков обратился к менеджеру пилотного проекта, гражданину Китая Шу Чен У, с вопросами о ходе работ.

Шу Чен У без всяких на то оснований отказался от встречи и заявил, что никакой информации не даст. 3 сентября в «Атырау-Today» появилась статья «Халтура покитайски», в которой Ж.Кужеков, опираясь на приведенные председателями КСК факты, дал нелицеприятную оценку работе китайских специалистов в «Привокзальном».

Упомянул он и об отказе Шу Чен У от общения с прессой. После этой публикации китайская сторона уведомила редакцию о своем намерении подать в местный суд иск к «Атырау-Today» о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Сентябрь, 07 Ержан Карабеков, радио «Азаттык - Свобода» (г. Алматы) Корреспондент радио «Азаттык - Свобода» Ержан Карабеков по телефону обратился к начальнику Южно-Казахстанского областного департамента социальной защиты Абдолле Ахметову за сведениями по поводу выплаты детских пособий. Тот ответил: «Я не буду сейчас отвечать, поскольку не знаю, действительно ли вы тот, за кого себя выдаете.

Оставьте мне номер вашего телефона, завтра или послезавтра я или мой заместитель свяжемся с вами и ответим на ваши вопросы». Ответа Карабеков так и не получил.

Сентябрь, 14 Аман Абаев, «Деловая неделя» (г. Алматы) Корреспондент газеты «Деловая неделя» Аман Абаев попытался выяснить судьбу частного определения суда по делу Акежана Кажегельдина. Это частное определение интересно тем, что определяет некоторых чиновников, дававших свидетельские показания против экс-премьера, как «не справившихся со своими должностными обязанностями». В документе перечисляются фамилии персон из высших эшелонов власти.

Газета располагает только ксерокопией определения. Как сообщила Абаеву прессслужба правительства, эта бумага к ним не поступала. А в пресс-службе Верховного суда ответили, что не знают о том, отправлена ли она вообще.

Сентябрь, 23 Зауре Жумалиева, «Караван» (г. Петропавловск) 23 сентября собкор газеты «Караван» Зауре Жумалиева попросила заместителя прокурора Северо-Казахстанской области Булата Абдулова дать сведения по поводу уголовного дела против предпринимателей Егденовых. Они были задержаны по обвинению в самоуправстве, хотя, по мнению оперативников УБОП, имело место вымогательство. Абдулов освободил обвиняемых под залог за несколько дней до внесения самого залога. Следователей УБОП отстранили от работы, а оперативник, руководивший задержанием братьев с поличным при получении ими 15 тысяч долларов, уволился «по собственному желанию».

Зам. прокурора отказался встречаться с Жумаливой, заявив, что готов сотрудничать «с любыми СМИ, только не с ней».

Сентябрь, 17 Диана Слинькова, «Неделя СК» (г. Петропавловск) 17 сентября корреспондент Северо-Казахастанской областной газеты «Неделя СК»

Диана Слинькова обратилась в прокуратуру области с просьбой об интервью с прокурором области В.Корчагиным по поводу уголовного дела, которое он письменно пообещал взять под свой контроль.

В течение недели журналистка безуспешно пыталась связаться по телефону с Корчагиным. Ей отвечали, что прокурора нет либо он занят. Даже в свой приемный день, будучи на рабочем месте, Корчагин не принял Слинькову. Несмотря на то, что официального отказа не было, информацию корреспондент так и не получила.

Сентябрь, 09 Батырхан Даримбет, радио «Азаттык - Свобода»

Корреспондент Алматинского бюро радио «Азаттык - Свобода» Батырхан Даримбет обратился по телефону к начальнику следственного отдела ГУВД Южно-Казахстанской области Б.Отыншиеву и попросил предоставить информацию по поводу ареста председателя Южно-Казахстанского регионального общественного объединения «Адилет» Улмекен Саидовой. Как стало известно журналисту, она была взята под стражу правоохранительными органами Южно-Казахстанской области за организацию митинга протеста многодетных матерей перед зданием парламента РК.

Отыншиев не опроверг факт ареста Саидовой, но отвечать на вопросы корреспондента категорически отказался.

Сентябрь, 28 Диана Слинькова, «Неделя СК» (г. Петропавловск) 24 сентября корреспондент областной газеты «Неделя СК» Диана Слинькова обратилась в школу «Дарын» с вопросами по поводу зверского избиения ученика 9 класса Вениамина Орлова. Завуч школы Наталья Мальцева заявила: «Я с вами разговаривать не буду!». Свой отказ она объяснила интересами следствия. Тогда Слинькова обратилась к начальнику городского управления внутренних дел Петропавловска Молдабаеву. Тот сообщил ей, что никакого следствия не ведется, так как нет заявления от родителей. К тому же, по его мнению, «дело было пустяковое», поэтому он посоветовал журналистке не писать о пустяках. Однако Слинькова подготовила материал и 28 сентября в газете «Неделя СК»

вышла статья «ЧП в «Дарыне» без всяких комментариев официальных лиц. В этот же день девятиклассник Вениамин Орлов умер в областной больнице Петропавловска.

Сентябрь, 27 Виктория Козина, «Аргументы и факты Казахстан» (г. Алматы) На вопрос корреспондента газеты «Аргументы и факты Казахстан» о том, на каком основании молодые люди при получении паспорта по случаю совершеннолетия обязаны брать справку об отсутствии судимости в Центре правовой статистики Генеральной прокуратуры, заместитель начальника Бостандыкского РУВД Алматы Айжан Касымова ответила: «Я пояснений газетам не даю», - и бросила трубку.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 20 Конституции РК гарантирует право граждан на свободное получение и распространение любой информации, за исключением сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан. В свою очередь, согласно ст.18, п.п.

2 и 2-1 Закона РК «О средствах массовой информации», государственные органы и другие организации обязаны предоставлять СМИ запрашиваемую информацию на равных условиях в трехдневный срок либо дать на обращение ответ с указанием срока предоставления информации или мотивов отказа. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в суде.

Необоснованные ограничения в получении и распространении информации

Сентябрь, 06 СМИ Алматы 6 сентября в Центрально-Азиатском пресс-клубе должна была состояться прессконференция на тему «Проблемы делимитации государственной границы между Казахстаном и Узбекистаном».

Информация о предстоящей пресс-конференции заранее была распространена в сообщениях агентства «Кода», печатных и электронных СМИ.

За день до начала пресс-конференция была отменена. Однако неформальная встреча журналистов радио BBC, газеты «Начнем с понедельника» и некоторых других с устроителями все-таки состоялась. Кроме жителя приграничного совхоза «Туркестан»

Абдраманова, собиравшегося сделать заявление, на встречу пришло двое посторонних.

Один представился как зав. кафедрой КазГНУ им. Аль Фараби, кандидат юридических наук Сагынгали Айдарбаев. Второй сказал: «Пресс-конференция была отменена по указанию из аппарата президента РК. Так как я занимаю должность в официальном учреждении, я не хотел бы, чтобы моя фамилия фигурировала в печати. Так что сегодня я здесь присутствую как «независимый эксперт».

Сентябрь, 04 СМИ Мангистауской области Для освещения рабочей поездки акима Мангистауской области Ляззата Киинова областная администрация пригласила за счет бюджета области корреспондентов ряда республиканских СМИ. По сообщениям журналистов, их ограничивали в передвижениях и водили по объектам только группой. Когда газета «Время по» рядом с отчетом о командировке своего собкора опубликовала критический материал о деятельности акима Киинова, пресс-секретарь акима грубо отругал по телефону собкора, который был аккредитован на поездку акима. Правда, потом извинился.

Сентябрь, 28 Артур Шахназарян, «Ак Жайык» (г. Атырау) Итальянская компания «Эни», новый оператор проекта «Аджип ККО» (бывший ОКИОК) по освоению нефтяных месторождений на Каспийском море, объявила о введении «режима конфиденциальности» на всю деятельность компании - в связи, как было сказано, со «структурными и кадровыми изменениями в консорциуме». Введен новый порядок предоставления информации для СМИ. Теперь журналист, обратившийся в атырауский офис «Аджип ККО», должен оставить письменные вопросы, которые затем должны переправляться в миланскую штаб-квартиру компании «Эни». Причем, ответа никто не гарантирует.

Корреспондент газеты «Ак Жайык» Артур Шахназарян передал в Атырауский офис «Аджип ККО» список из 10 развернутых вопросов в связи с бурением на точке «Восточный Кашаган-2». Через две недели из Милана пришел ответ из четырех слов: «Бур дошел до глубины 3800 м».

Сентябрь, 04 Раушан Нуршина, «Рейтер-Казахстан» (г. Астана) 4 сентября на заседание правительства РК не была допущена корреспондент агентства Рейтер-Казахстан Раушан Нуршина. По словам журналиста, пресс-секретарь премьерминистра сказал ей, что «в зале нет достаточного количества мест для прессы».

КОММЕНТАРИЙ

Статья 20 Конституции РК гарантирует журналисту, как и всякому гражданину, право свободного получения и распространения информации, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. Более того, в силу ст. 20 п. 5 Закона РК «О средствах массовой информации» журналист вправе не только получать информацию, но и иметь свободный доступ к соответствующим документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения о государственных секретах. Исходя из приведенных норм, любые искусственные ограничения в получении информации следует признать незаконными.

Нарушение прав СМИ на равное получение информации Сентябрь, 12 «Аргументы и факты Казахстан» (г. Алматы) Встреча «шанхайской шестерки» прошла в обстановке повышенной секретности даже для аккредитованных журналистов. В зал, где совещались премьеры, впустили лишь телеоператоров и фотокорреспондентов и только на момент рукопожатий участников. В фойе были выключены мониторы, по которым журналисты могли бы следить за ходом совещания.

По свидетельству журналистов, сотрудники казахстанского МИДа заранее распределили, кто и какие вопросы будет задавать во время пресс-конференции с лидерами стран. Вопросы позволили задать только «ИТАР-ТАСС», «Синьхуа» и «Хабару».

Сентябрь, 04 Орал Карпишев, ИТАР-ТАСС (г. Астана) 4 сентября на заседание правительства не был приглашен корреспондент ИТАР-ТАСС Орал Карпишев. По словам журналиста, в пресс-службе объяснили это тем, что «забыли ему позвонить».

Сентябрь, 05 Оксана Мартынюк, «Ак Жайык» (г. Атырау) 28-го августа в Атырау приехали представители СИТЕС - европейской конвенции по исчезающим видам морской флоры. По итогам свой поездки эксперты СИТЕС должны были решить вопрос о необходимости продления моратория на вылов осетровых в Казахстане в 2002-м году.

Во время пребывания делегации в Атырау имел место бойкот местной прессы. На прессконференцию делегации СИТЕС в областном акимате были допущены только представители республиканских СМИ, а корреспондента газеты «Ак Жайык» Оксану Мартынюк в зал не пропустили.

На следующий день была встреча европейских экспертов с работниками Атырауского управления рыбоохраны. Начальник управления Акботин вышел к журналистам местных изданий и сказал: «Вы не обижайтесь, но они просили, чтобы прессы не было». Однако, как выяснилось позже, для республиканских СМИ опять было сделано исключение. И, наконец, об итоговой пресс-конференция СИТЕС в Атырау газету «Ак Жайык» вообще не поставили в известность.

КОММЕНТАРИЙ

Согласно п. 2 ст. 18 Закона РК «О средствах массовой информации»

государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию представителям СМИ в случае их обращения независимо от форм собственности и принадлежности издания.

Необоснованные требования о публикации материалов

Сентябрь, 05 Все СМИ 5 сентября на пленарном заседании мажилиса депутат С. Бисентаев озвучил свое открытое письмо ко всем средствам массовой информации, в котором обвинил журналистов в том, что «депутатская деятельность слабо освещается в СМИ». С.

Бисентаев предложил «использовать свободное время, которое появится с января 2002 года, когда произойдет сокращение вещания зарубежных программ, для освещения работы законодательного органа». Депутат считает также, что «есть смысл увеличить время освещения парламентской деятельности на каналах «Хабар» и «Акшам». Кроме того, по его мнению, «центральные СМИ могли бы часть материалов передавать областным телерадиокомпаниям и транслировать их в местном эфире».

КОММЕНТАРИЙ

В силу конституционных гарантий на свободу слова, установленных ст. 20 Конституции РК и ст. 17 Закона РК «О средствах массовой информации», никто не вправе обязать средство массовой информации или журналиста опубликовать тот или иной материал. Официальные сообщения, подлежащие обязательной публикации, согласно ст. 18 Закона РК «О средствах массовой информации», размещаются в СМИ только в соответствии с законодательными актами РК.

Необоснованные требования об открытии источника информации

Сентябрь, 10 Виктор Мирошниченко, «Kazakhstan-tодау» (г. Петропавловск) 10 сентября собкор «Kazakhstan-tодау» Виктор Мирошниченко подготовил информацию о том, что человек с удостоверением охранника акима Северо-Казахстанской области устроил пьяный дебош в ночном клубе «Домино». Начальнику УВД было направлено письмо о случившемся. На следующий день после обнародования информации в телепрограмме КТК «Тревожная зона» собкору Мирошниченко позвонил помощник акима области Канат Абишев, потребовал назвать источник информации и приказал прийти к нему в акимат с источником для беседы. Он заявил, что у акима нет охранника, потому что ему не положено иметь охрану. Мирошниченко предложил начать поиски самозванца с фальшивым удостоверением, чтобы привлечь его к уголовной ответственности, но помощник акима не поддержал эту идею.

Журналист согласился на встречу и попросил дать официальный ответ о том, что охранника у акима нет. Однако встреча не состоялась, потому что помощник акима больше не звонил.

КОММЕНТАРИЙ

Журналист, а, следовательно, и средство массовой информации в соответствии с п.

19 ст. 20 Закона РК «О средствах массовой информации» имеют право на сохранение тайны авторства и источника информации. Тайна авторства и источника информации может быть раскрыта (обнародована) только по требованию (определению) суда. Более того, разглашение тайны источника информации должностным лицом печатного органа, если оно письменно обязалось не разглашать ее, образует состав административного правонарушения и влечет ответственность по ст. 351 Кодекса об административных правонарушениях РК.

Требования, вытекающие из непредоставления информации

Сентябрь, 13 В.Азбаева, «Вечерний Талдыкорган»

13 сентября Талдыкорганский городской суд рассмотрел дело по иску газеты «Вечерний Талдыкорган» к ОАО ТКРЭС о возмещении морального вреда в связи с отказом в предоставлении информации. Суд принял решение в иске газете отказать. Основанием для отказа явилось следующее обстоятельство: после обращения корреспондента газеты Азбаевой в ОАО ТКРЭС с просьбой дать информацию о причинах перебоев в энергоснабжении города президент ТКРЭС А.А Тукенов попросил ее предоставить вопросы в письменной форме. Журналистка, по ее словам, сделала это, однако в журнале регистрации ОАО ТКРЭС сведений о поступлении письменного запроса не зарегистрировано.

КОММЕНТАРИЙ

Отказ в иске газете «Вечерний Талдыкорган» об отказе в предоставлении информации представляется не основанным на законе. В соответствии со ст. 20 Конституции РК и п.п. 2, 2-1 и 3 ст. 18 Закона РК «О средствах массовой информации» государственные органы и иные организации обязаны представить запрашиваемую информацию в течение трех дней со дня обращения либо дать ответ с обоснованием отказа. Поскольку закон не устанавливает форму обращения, следует признать, что оно может быть и устным. Вместе с тем, следует иметь в виду, что обращение в суд по поводу отказа в предоставлении информации может последовать только после обращения с обжалованием отказа в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. При несоблюдения указанного порядка, в соответствии со ст. 154 ГПК РК, суд обязан возвратить исковое заявление.

Нарушение авторских прав СМИ и журналиста

12 сентября Интернет-сайт «Евразия»

12 сентября в Казахстанском бюро по правам человека состоялась пресс-конференции «Права граждан Казахстана на получение объективной информации». Как стало известно из заявления представителя бюро Сергея Дуванова, казахстанские пользователи Интернета, читающие сайт Евразия, вот уже два месяца попадают не на сам сайт, а на своеобразное его «зеркало», которое показывает устаревшую информацию, а некоторые материалы не показывает вообще.

Для того, чтобы доказать данный факт, в кабинете были установлены два компьютера, на одном из которых был открыт оригинальный сайт Евразия, а другой показывал «зеркальный» сайт.

Было выяснено, что на «зеркало» выходят только пользователи, работающие через интернет-провайдеров «Казахтелеком» и «Нурсат».

Все это делается для того, чтобы ограничить доступ к нежелательной информации и снизить интерес к сайту «Евразия, считает Сергей Дуванов.

По мнению устроителей пресс-конференции, практика «зазеркаливания» сайтов в Казахстане применяется впервые.

«То, что случилось с сайтом Евразия, можно назвать новым электронным способом глушения информации», - заявил директор бюро по правам человека Евгений Жовтис.

КОММЕНТАРИЙ

Авторы произведений журналистики, публицистики, литературы, размещенных на интернет-сайтах, в соответствии со ст.ст. 6, 15 и 16 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», сохраняют всю полноту личных неимущественных и имущественных прав на опубликование произведений в Интернете. Точно так же и владелец сайта сохраняет авторские права на свой сайт как на составное произведение. Авторы, в частности, имеют право на неприкосновенность своих произведений, включая их наименование, а также право на защиту. В случае нарушения авторских прав авторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду.

Нарушение хозяйственных прав СМИ

Сентябрь, 17 «Рика ТВ» (г. Актобе) 17 сентября Восточно-Казахстанское подразделение ЗАО «Казтелерадио», областной радиотелепередающий центр, отключило передатчик частной телекомпании «Рика ТВ».

Причина отключения - отказ телекомпании подписывать задним числом договор с «Казтелерадио» на аренду передатчика и антенно-мачтового хозяйства.

Еще год назад «Казтелерадио», сто процентов акций которого принадлежит государству, являлось республиканским госпредприятием и не имело права сдавать в аренду свое хозяйство. Поменяв статус и став ЗАО, «Казтелерадио» предложило частным телекомпаниям подписывать впредь не один, а два отдельных договора: на передатчик и на антенно-мачтовое сооружение. В результате общая стоимость аренды увеличилась в 3,2 раза.

Кроме того, по требованию ЗАО действие договора должно начинаться с 1 января 2001 года. Таким образом, долг телекомпании «Рика ТВ» перед «Казтелерадио» может составить сразу 11,5 тысячи долларов. Между тем, на 1 сентября 2001 года телекомпания не имела никакой задолженности перед ОРТПЦ.

Руководство телекомпании «Рика ТВ» сделало запрос в Антимонопольный Комитет РК о правомерности действий «Казтелерадио». Окончательного решения Департамента по изменению тарифов не поступило. Несмотря на это, эфир отключили.

Президент АОЗТ «Рика ТВ» Мирбулат Кунбаев заявил, что предъявленные к оплате договоры от «Казтелерадио» фактически составляют 14% бюджета «Рика ТВ». Эта сумма соотносима с льготами по отмене НДС, которые были даны частным СМИ президентом страны на производство собственных программ.

Кунбаев направил жалобу Генеральному прокурору Республики Казахстан на действия Актюбинского областного радиотелевизионного передающего центра ЗАО «Казтелерадио».

Сентябрь,11 Радиостанция «ТЕРРА» (г. Караганда) По указанию главных должностных лиц Карагандинского областного радиотелепередающего центра на несколько часов были отключены передатчики, принадлежащие радиостанции ТЕРРА. По словам директора радио ТЕРРА Куляш Аманжоловой, действия сотрудников ОРТПЦ были вызваны нежеланием руководства радио подписывать новый договор на аренду места на АМС (телетрансляционной «вышке»).

По новой редакции договора стоимость аренды должна увеличиться почти в три раза.

Кроме того, согласно п. 5.1., новые расценки должны начать действовать не с момента подписания договора, а с 1 января 2001 года. Таким образом, долг радиостанции ТЕРРА из-за разницы между новыми и старыми ценами, по подсчетам К.Аманжоловой, может составить 500 тысяч тенге.

Радиостанция ТЕРРА направила в адрес КОРТПЦ протокол разногласий к проекту договора. Тем не менее, ОРТПЦ, не желающий, по мнению телевизионщиков, решать спор правовыми методами, выбрал политику жесткого диктата, отключив вещание радио ТЕРРА на несколько часов.

Сентябрь, 27 Фонд защиты свободы слова «Адил соз» (г. Алматы) 26 сентября Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» получил уведомление за подписью начальника службы и обеспечения Агентства по чрезвычайным ситуациям РК Е. Сулейменова. В уведомлении сообщалось, что Фонд обязан, вопреки официальному договору, «в связи с производственной необходимостью» в экстренном порядке освободить кабинеты, арендуемые в здании этого ведомства. Чиновник, вручивший уведомление, отказался дать какие-либо комментарии, сославшись на некомпетентность, но предупредил, что если до 1 октября Фонд не выселится, солдаты АЧС вынесут его имущество на улицу.

Автор уведомления, господин Сулейменов, с которым президент фонда Тамара Калеева встретилась наутро 27 сентября, сообщил, что решение о выселении арендаторов продиктовано передачей здания в коммунальную собственность города, каких-либо иных мотивов за этим действием нет.

Для Фонда ультиматум о выселении был неожиданным. До этого обе стороны исправно соблюдали условия аренды, более того, существовала устная договоренность о предоставлении дополнительных помещений в связи с расширением деятельности Фонда.

Насколько известно, отдельные службы Агентства планируется оставить в этом же здании до нового года, другим арендаторам предъявлены значительно более мягкие условия расторжения договора аренды.

КОММЕНТАРИЙ

Права и обязанности сторон в приведенных случаях возникают из заключенных ими договоров. Принуждение к заключению договоров, тем более, задним числом, в силу ст. 308 ГК РК не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом либо добровольно принятым обязательством. Нарушение контрагентом своих обязанностей порождает его ответственность согласно законодательству РК и условиям договора. В подобных случаях СМИ, его собственник или любое лицо, чьи права по договору нарушены, вправе взыскать по суду с недобросовестного контрагента все убытки, включая упущенную выгоду.

Нарушение трудовых прав журналиста

Сентябрь, 01 «Актобе-радио» (г. Актобе) Все журналисты информационной службы «Актобе радио» были уволены после критического материала корреспондента Анны Ена о продукции ТОО «Рамазан». Как выяснилось, объект критики был одним из самых крупных рекламодателей радиостанции, который после «нападок» журналиста отказался размещать рекламу в эфире «Актоберадио». Руководство решило в ответ наказать журналистов.

КОММЕНТАРИЙ

Действия работодателя в приведенном случае незаконны. Увольнение работников по инициативе работодателя допускается только в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом РК «О труде». Нарушение работодателем законодательных и иных нормативно-правовых актов о труде образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 87 Кодекса об административных правонарушениях РК.

–  –  –

Обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК (ст. 318 УК РК) Сентябрь, 03 Ергазы Мухамеджанов, интернет-сайт «Евразия» (г. Семипалатинск) В мае на интернет-сайте «Евразия» в разделе «Форум демократических сил Казахстана»

была опубликована статья пенсионера МВД Ергазы Мухамеджанова «60 вопросов в год 60-летия Президента». По факту этой публикации городское управление КНБ Семипалатинска провело следствие по признакам преступления, предусмотренного статьей 318 УК РК «Оскорбление президента РК». Следствие было прекращено без передачи в суд в связи с амнистией.

КОММЕНТАРИЙ

В предыдущих мониторингах мы уже неоднократно писали о неоправданно широкой и нечеткой формулировке ст. 318 ч.1 УК РК, вступающей, по существу, в противоречие с объектом преступного посягательства, определенного гл. 14 УК, в которую помещена указанная статья - установленный порядок управления.

Правоприменительная практика пошла по пути еще более расширенного толкования статьи. При этом как-то забывается, что согласно примечанию к ст. 318 УК РК, не влекут уголовной ответственности публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом Республики Казахстан политике.

Необоснованные обвинения в оскорблении должностного лица (ст.320 УК РК)

Сентябрь, 13 «Диапазон» (г. Актобе) В августе по фактам публикаций статей «Партия в бильярд с прокурором» и «Не так страшен прокурор, как его лобби» следственное управление УВД Актюбинской области возбудило уголовное дело по заявлению заместителя прокурора области П. Кутхужина по признакам преступления, предусмотренного ст. 320, ч.2 УК РК (оскорбление представителя власти с использованием средств массовой информации).

13 августа редакция газеты «Диапазон» направила жалобу в Актюбинскую областную прокуратуру, в которой указала на незаконность возбуждения уголовного дела по следующим мотивам:

в упомянутых статьях речь идет о предосудительном поведении чиновника Кутхужина в нерабочее время;

гражданский иск того же господина к тому же ответчику о защите чести, достоинства и деловой репутации с компенсацией морального вреда в 10 млн. тенге находится на рассмотрении в городском суде;

одновременно Кутхужиным подана частная жалоба о возбуждении уголовного дела против «Диапазона» по признакам статьи 129 УК РК (клевета). Она находится в том же городском суде, что фактически означает отказ истца как должностного лица от претензий к газете;

по одному из вышеперечисленных дел гр.Кутхужин как должностное лицо не ставит вопроса о своем оскорблении, то есть унижении своей чести и достоинства в неприличной форме, чего требует Уголовный кодекс;

И, наконец, отсутствуют поводы и основания для возбуждения уголовного дела, а также нарушен порядок, установленный законодательством.

Коллектив редакции убежден, что зам.прокурора области преследует цель оказать давления на газету и ее работников.

13 сентября редакция получила ответ на свою жалобу за подписью другого зам.

прокурора области Пересыпайло. Он уверен в том, что поводом для возбуждения уголовного дела против «Диапазона» стали «высказывания и карикатурные изображения, по своему смысловому содержанию являющихся оскорблением Кутхужина П.Я. как должностного лица государственного органа при исполнении им своих служебных обязанностей»'.

Редакция отмечает, что с 4 по 11 сентября Генеральной прокуратурой в области проводилась проверка. Ответ на жалобу был подписан 3 сентября. А отправлен, судя по почтовому штампу, через 10 дней, - 13 сентября. То есть, спустя два дня после отъезда представителя Генпрокуратуры.

КОММЕНТАРИЙ

Как уже высказывался Фонд защиты свободы слова «Адил соз», возбуждение уголовного дела и обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст. 320 ч.2 УК, в данном случае не основаны на законе. Указанная статья предусматривает ответственность за публичное, с использованием СМИ, оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением. Оскорблением признается унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Между тем, в публикации не содержится неприличных выражений. Более того, заявитель уже возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 129 УК РК (клевета), а так же заявил иск о защите неимущественных прав, который относится к делам частного обвинения, признав тем самым частный характер публикации.

Не основан на законе и ответ прокуратуры Актюбинской области на жалобу газеты «Диапазон» о незаконности возбуждения уголовного дела, так как ни карикатурные изображения, ни содержание статьи не могут квалифицироваться по ст. 320 УК РК, если они не содержат неприличных форм.

Необоснованные обвинения в клевете

Сентябрь, 02 Марат Шантимиров, В.Хоренженко, «Ва банк» (г. Петропавловск) В редакцию газеты «Ва банк» г. Петропавловска пришло письмо за подписью акима Северо-Казахстанской области С. Билялова. В письме речь шла о статьях главы крестьянского хозяйства В. Хоренженко «Под прессом» и журналиста М. Шантимирова «На войне как на войне». Обе статьи содержат критический анализ деятельности акима по отношению к крестьянским хозяйствам области.

По мнению Билялова, авторы статей «избрали основными методами воздействия - ложь, клевету и вымысел». Шантимиров «имеет весьма отдаленное представление о порядочности и чистоплотности, являющихся основными принципами профессиональной журналистской деятельности», - написал аким. Кроме того, Шантимиров, по мнению Билялова, «презрительно упрощенно» относится к «слугам народа», в частности, акиму, который «является представителем президента и правительства РК. Наделенный государственной властью аким имеет право на «уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение со стороны руководителей и иных должностных лиц страны».

Билялов попросил опубликовать свое письмо в качестве опровержения на страницах газеты.

Сентябрь,23 Сергей Козлов, «Независимая газета» (г. Алматы) 23 сентября в Медеуском районном суде Алматы журналист Сергей Козлов получил уведомление о том, что 23 августа в суд поступило заявление от экс-министра энергетики РК Мухтара Аблязова о привлечении Козлова к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 129 УК РК (клевета). Поводом для обвинения послужила статья Сергея Козлова «Антироссийская риторика как способ борьбы за власть. Бывший министр обвиняет руководство РАО «ЕЭС России» в клевете», опубликованная в «Независимой газете» 17 мая.

Напомним, что в том же суде под председательством судьи Н.Лаптевой рассматривается гражданское дело по иску самого Сергея Козлова к газете «Республика Деловое обозрение» по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. Иск журналистом был подан в связи с публикацией статьи Мухаметжана Адилова «Маски сброшены, господа!», в которой было заявлено, что статья Козлова «Антироссийская риторика как способ борьбы за власть. Бывший министр обвиняет руководство РАО «ЕЭС России» в клевете» является заказной. Кроме того, Козлов возмущен тем, что «Деловое обозрение Республика» приписала ему авторство компрометирующих Аблязова статей в газете «Известия Казахстан», подписанных фамилией Садуов. Рассмотрение дела откладывалось в связи с неявкой ответчика.

Сентябрь, 10 Олег Адоров (г. Актобе) 10 сентября апелляционная коллегия Актюбинского областного суда отменила приговор городского суда и постановила направить дело журналиста Олега Адорова в городской суд для нового рассмотрения. Напомним, что Олег Адоров опубликовал в актюбинской газете «Эврика» материал о ходе уголовного процесса в Алгинском райсуде «Новое блюдо: Фемида по-алгински». В статье была фраза «похоже, в Алге к слепоте Фемиды прибавились глухота и бестолковость». Судья А.Ещанов, который вел этот процесс, подал в городской суд иск о защите своей чести и достоинства и одновременно - жалобу с требованием привлечь журналиста к уголовной ответственности за клевету и оскорбление.

1 августа 2001 года судья Актюбинского городского суда И.Ахмадуллин признал Олега Адорова виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 129 Уголовного кодекса РК (клевета) и приговорил его к 180 часам общественных работ.

Одним из доказательств его вины послужило решение судьи городского суда Мушатовой, удовлетворившей гражданский иск о защите чести и достоинства районного судьи А.Ещанова.

Решением суда с газеты «Эврика» взыскано 300 тысяч тенге в счёт возмещения поруганной судейской чести.

КОММЕНТАРИЙ

В приведенных случаях обвинение в клевете нельзя признать основанными на законе.

Ответственность за клевету предусмотрена ст.129 РК. Под клеветой закон понимает распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. С субъективной стороны, данный состав преступления характеризуется только наличием прямого умысла. Иначе говоря, уголовная ответственность может наступить только в том случае, если лицо заранее знало о ложности и порочащем характере распространяемых сведений и сознательно стремилось к этому. Думается, подобный умысел во всех приведенных случаях отсутствует, сколь бы ни обидной казалась публикация. Тем более, такой злой умысел, при всем желании, нельзя усмотреть в публикациях на общественно значимые темы или по поводу деятельности лиц, занимающих публичные должности, которые всегда будут находиться в зоне повышенного общественного внимания и более взыскательной критики. Согласно английскому и американскому праву, журналист в подобных случаях пользуется иммунитетом точно так же, как прокурор, когда его обвинения не подтверждаются, или судья - при отмене его приговора.

Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации определенных сведений Сентябрь, 14 Игорь Петров, ТВК- 6 (г. Семипалатинск) 28 июля корреспондент независимого телеканала ТВК- 6 Игорь Петров подготовил сюжет для новостей о том, что во флаконе этилового спирта, купленного в коммерческом аптечном киоске при железнодорожной больнице Семипалатинска, была обнаружена ртуть. В первых числах августа владелица киоска Жанар Нуралинова без предварительной досудебной претензии предъявила иск в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации к каналу ТВК-6 с компенсацией морального вреда в размере 500 836 тенге.

Заседания суда несколько раз откладывались по причине неявки истицы.

Сентябрь, 13 «Экспресс-К», «Республика» (г. Алматы) 24 мая газета «Экспресс-К» опубликовала статью «Концы в воду», в которой рассказала о выступлении на заседании мажилиса парламента депутата В.Макалкина, зачитавшего свой депутатский запрос премьер-министру К. Токаеву. Запрос был о состоянии канала им.Сатпаева Иртыш-Карганда и планах его продажи в частные руки. Информацию на эту же тему опубликовала и газета «Республика».

31 мая конкурсный управляющий канала Ж.Шулаков предъявил газетам и В. Макалкину претензию с требованием опубликовать опровержение, принести публичные извинения и выплатить в счет возмещения морального вреда 15 582 800 тенге. Претензия оставлена без удовлетворения.

23 июля Ж. Шулаков обратился с иском такого же содержания, что и претензия, в суд Сарыарканского района Астаны с привлечением в качестве ответчиков газеты «ЭспрессК», «Республика» и депутата Макалкина.

4 и 13 сентября состоялись судебные заседания.

В настоящее время судебное производство приостановлено до получения из мажилиса выписки из стенограммы заседания 24 мая, на котором выступал Макалкин.

Редакции газет иск не признают, в частности, «Экспресс-К» - по следующим основаниям:

Конкурсный управляющий Шулаков является ненадлежащим истцом, поскольку в публикациях о нем ни слова не сказано, ни хорошего, ни плохого, ни правильного, ни ложного.

В иске не определен предмет иска. Ни в тексте искового заявления, ни в судебном заседании истец не смог указать хотя бы одно сведение, не соответствующее действительности и порочащее его честь, достоинство и деловую репутацию и наносящее ему моральный вред.

Газетой «Экспресс-К» было опубликовано официальное выступление депутата на заседании мажилиса и сведения из официального запроса депутата правительству.

Редакция газеты «Экспресс-К» не является юридическим лицом и не может выступать в качестве ответчика в суде.

Сентябрь, 02 «Новый Азамат таймс» (г. Астана) Газета «Новый Азамат таймс» 15 марта опубликовала статью предпринимателя Бельгибаева и комментарий редактора Гольдберга о многолетних судебных разбирательствах между ТОО «Сункар-КК» (Бельгибаев) и ТОО «Акбидай-2». Бельгибаев в своей статье высказал мнение о судье городского суда Астаны Г.Кенжебаевой.

После публикации Кенжебаева предъявила иск Бельгибаеву и газете «Новый Азамат таймс» с требованием принести публичные извинения, опубликовать опровержение и выплатить ей в возмещение морального вреда с газеты - 2 млн., с автора - 3 млн. тенге.

24 мая Алматинский районный суд Астаны под председательством судьи А. Сармановой рассмотрел это заявление и вынес решение - иск удовлетворить, уменьшив сумму компенсации морального вреда с газеты - до 200 тысяч тенге, с Бельгибаева - до 150 тысяч.

Редакция газеты не согласилась с решением и обратилась с кассационной жалобой в городской суд Астаны. Определением городского суда Астаны кассационной инстанцией был назначен Восточно-Казахстанский областной суд.

Судебная коллегия кассационного суда частично удовлетворила жалобу газеты, отменив решение суда первой инстанции. Основанием для отмены послужило то обстоятельство, что судья не может обладать деловой репутацией, следовательно, это ее неимущественное право ее не нарушено. Кроме того, суд усмотрел незаконность в части принесения извинений.

Дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.

Сентябрь, 28 ТОО «Рифма», «Диапазон» (г. Актобе) Судья городского суда Р.Ахметова в отсутствии ответчика удовлетворила иск о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда заместителя прокурора области П.Кутхужина к газете «Диапазон» (учредитель ТОО «Рифма»). Суд взыскал с ТОО «Рифма» в пользу Кутхужина 700 тысяч тенге в качестве компенсации морального вреда и 50 тысяч тенге - в качестве возмещения расходов на оплату услуг адвоката; обязал редакцию газеты «Диапазон» опубликовать без каких-либо комментариев опровержение сведений, изложенных в публикации «Не так страшен прокурор, как его лобби» (при этом в решении не указано, какие именно сведения, по мнению суда, не соответствуют действительности) и принести письменное извинение Кутхужину.

Сентябрь, 12 «Карагандинская недвижимость» (г. Караганда) В Ленинский судебный участок р-на им. Казыбек-би Караганды поступило исковое заявление о возмещении морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию ОАО «Конфеты Караганды», к газете «Карагандинская недвижимость». Истцы просят суд обязать ответчика принести публичное извинение, опубликовать опровержение и взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 5 млн. тенге.

Поводом для иска послужила перепечатка с сайта «Евразия» статьи «Натуральные продукты - только для сильных мира сего, или Чем «Конфеты Караганды» кормят карагандинцев?» от 28 августа.

Истцы считают, что пока данная статья находилась на сайте в сети Интернет, было невозможно установить лицо, «сбросившее в WEB-сайт этот пасквиль». Но, «поскольку упомянутый отклик появился на страницах официально зарегистрированного органа средств массовой информации, ОАО «Конфеты Караганды» полагает, что собственник газеты и главный редактор взяли на себя ответственность за достоверность излагаемых в статье «фактов».

КОММЕНТАРИЙ

При нарушении личных неимущественных прав, таких, как честь, достоинство и деловая репутация, гражданско-правовая ответственность, в силу ст. 143 ГК РК и нормативных постановлений Пленума Верховного суда РК от 18.12.92 г. № 6 (с последующими изменениями) и от 21.06.2001 г. № 3, наступает только при наличии одновременно следующих условий:

Если публикация содержит именно сведения, а не мнения, убеждения или оценочные суждения;

Если эти сведения недостоверны, то есть если они не соответствуют действительности;

Если они порочат честь, достоинство или деловую репутацию истца с точки зрения соблюдения им законов и моральных принципов общества.

Если нет хотя бы одного из этих условий, гражданско-правовая ответственность не наступает. При этом бремя доказывания достоверности опубликованных сведений закон возлагает целиком на распространителя сведений, то есть средство массовой информации и автора. А вот доказать факт нарушения своих личных неимущественных прав в силу ст. 141 ГК РК обязан истец. Более того, в соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного суда «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» от 21.06.2001г. № 3 теперь истец, кроме подачи заявления, обязан «указать доказательства, подтверждающие факт нарушения его конкретных личных неимущественных прав и благ». Для споров о защите чести и достоинства истец, как минимум, должен предоставить литературоведческий и лингвистический анализ опубликованного текста.

Закон не предусматривает таких санкций, как принесение извинений, а вышеупомянутое постановление Пленума Верховного суда РК (п. 5) как публикацию опровержения, так и возмещение морального вреда в денежном выражении относит к альтернативным способам возмещения морального вреда. Следовательно, суд вправе определить только один из этих способов. Кроме того, п.6 постановления обязывает суд при определении размера компенсации морального вреда исходить из принципов его разумности и справедливости.

Исходя из приведенных норм, думается, следует признать, что большинство заявленных и удовлетворенных требований в приведенных случаях не основаны на законе.

Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации взглядов, мнений и оценочных суждений Сентябрь, 28 Сергей Дуванов, «Республика 2000», «Вечерний Атырау», веб-сайт «Евразия»

Директор «31 канала» Квятковский сообщил журналисту Сергею Дуванову о своем решении подать иск в суд на него и газеты, опубликовавшие статью Дуванова. Дуванов опубликовал в газете «Республика 2000» с перепечаткой в «Вечернем Атырау» и на вебсайте «Евразия» свое мнение о том, что на слушаниях в Конгрессе США в глазах американцев Квятковский «выглядел лгуном», а его выступление там явилось «апофеозом политической глупости». Эти высказывания оскорбили Олега Квятковского.

Редактор газеты «Республика 2000» Лира Байсеитова сообщила, что иск Квятковского был направлен в Бостандыкский районный суд Алматы, но когда она, по ее словам, хотела ознакомиться с ним, в секретариате суда ей сказали, что «иск где-то потерялся».

Сентябрь, 02 «Взгляд» (г. Караганда) Главный редактор еженедельника «Взгляд» Л. Зайцева получила претензию от Карагандинской областной дирекции телекоммуникаций (КОДТ) ОАО «Казахтелеком» с требованием опровержения сведений, не соответствующих действительности, и возмещения морального вреда в размере 1млн. тенге. Поводом для претензии послужило письмо читателя газеты А.Капинос, опубликованное в номере от 18 июля 2001 года под заголовком «Казахтелеком»: але, народ, тебя не слышу». Письмо читателя отражало его точку зрения на недостатки в работе КОДТ с потребителями и проблему повременного учета местных телефонных разговоров.

В претензии говорилось, что «опубликованная статья содержит в себе недостоверную информацию и сведения, порочащие хозяйственно-производственную деятельность и деловую репутацию ОАО «Казахтелеком».

В случае, если не будут выполнены требования, изложенные в претензии, «Казтелеком»

намерен обратиться в суд.

Редакция не согласилась с доводами КОДТ ОАО «Казахтелеком», изложив свою позицию в ответном письме.

Сентябрь, 03 Екатерина Бронникова, «Подробности» (г. Жезказган) Жезказганский городской суда вынес решение по гражданскому делу по иску гр.

Х.Ибраевой о защите чести, достоинства и деловой репутации, публикации опровержения и возмещении морального вреда в размере 286 900 тенге к редакции еженедельника «Подробности» и журналисту Екатерине Бронниковой.

Поводом для иска послужила статья Бронниковой «Инвалид на фоне беззакония», опубликованная в № 34 «Подробностей» 26 марта 1999 года. В статье речь шла о результатах многочисленных проверок деятельности МСЭК и ее заведующей, Х.

Ибраевой. Журналист использовала документы, предоставленные ей прокуратурой г.

Жезказгана, городским и областным управлениями труда, занятости и социальной защиты населения, МСЭК по Карагандинской области и т.д.

Несмотря на это, истица обратилась с иском в суд, обосновав свои требования тем, что «самим заголовком статьи - «Инвалид на фоне беззакония» - делается ссылка на факты, которые на основании судебных актов не соответствуют действительности». Кроме того, по ее мнению, «в статье, по сути дела, делается вывод о разбазаривании ею бюджетных средств».

Суд, согласившись с доводами истицы, счел их верными: «вывод автора и наименование статьи носят характер, унижающий честь, достоинство и деловую репутацию истицы».

Суд своим решением удовлетворил исковые требования гр. Ибраевой в полном объеме.

Редакция газеты обратилась с апелляционной жалобой в судебную коллегию по гражданским делам Карагандинского областного суда.

Сентябрь, 17 Светлана Коханова, «Криминальные новости» (г. Караганда) Судья Ленинского судебного участка р-на им. Казыбек-би г. Караганды Е.Асанов вынес решение по иску гр. Сударикова о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда в размере 2 млн. тенге к редакции еженедельника «Криминальные новости» и журналисту этой газеты Светлане Кохановой. Поводом для иска послужила статья «Короли и капуста», опубликованная в номере от 13-19 июля 2001 года.

В своем исковом заявлении истец не просил признать сведения, опубликованные в статье, не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство.

Истец просил суд взыскать моральный вред на основании того, что фразы «обзавелся супругой со связями», «вышел из грязи в князи» он считает оскорбительными, а фразу «видать, уезжать ему придется из села» - угрожающей.

В ходе досудебного урегулирования данного спора по инициативе редакции «Криминальные новости» была проведена лингвистическая экспертиза, заключение которой гласит:

«фразы «вышел из грязи в князи» и «обзавелся супругой со связями» не являются оскорбительными в контексте данной публикации, а во фразе «видать, уезжать ему придется из села» на угрозу даже нет намека».

Суд не придал должного значения выводам эксперта, а ходатайство представителя редакции газеты о назначении судебно-лингвистической экспертизы и аналогичное ходатайство прокурора оставил без удовлетворения.

Решением суда все исковые требования удовлетворены в полном объеме. Редакция обратилась с апелляционной жалобой в судебную коллегию по гражданским делам Карагандинского областного суда.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 20 Конституции РК и ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации»

гарантируют свободу слова, творчества, свободу выражения в печатной или иной форме своих взглядов, мнений и убеждений. Ответственность за распространение взглядов и убеждений, мнений и оценочных суждений, сколь бы обидными они не казались, действующим законодательством не установлена.

Вместе с тем, в подобных случаях было бы этично и корректно со стороны СМИ предоставить возможность ответа лицу, в отношении которого были высказаны нелицеприятные мнения. А достоверность сведений, приводимых в подтверждение или в составе убеждений и мнений, должна быть доказана точно так же, как и в случае с любыми другими сведениями.

Мировое соглашение по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации

Сентябрь, 17 «Айгак» (г. Шымкент) Редакция газеты «Айгак» опубликовала извинения перед начальником 3-го отдела полиции Шымкента Калыкулом Абдрамановым. Полицейский обратился в городской суд Шымкента с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 20 млн. тенге к газете «Айгак» в связи с публикацией о покупке им дома стоимостью, якобы, 100 тысяч долларов. После того, как была произведена филологическая экспертиза, стороны пришли к мировому соглашению на условиях принесения публичного извинения.

КОММЕНТАРИЙ

Действующее законодательство не предусматривает такой санкции, как принесение извинений за публикацию недостоверных сведений, и суд не вправе обязывать в этом ответчика. Однако ответчик, в силу ст. 380 ГК РК (О свободе договора), вправе взять на себя добровольно такое обязательство и заключить с истцом соответствующее мировое соглашение. В случае заключения мирового соглашения и подтверждения его судом производство по гражданскому делу, согласно ст.ст. 247, 248 ГПК РК, прекращается. Вторичное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Случаи освобождения СМИ от ответственности

Сентябрь, 25 Каршыга Кушеков, «Ак Жайык» (Атырау) В газете «Ак Жайык» от 14 июня с.г. была опубликована статья К.Кушекова «Народ проклинает Акимов». В ней, в частности, были процитированы критические высказывания трех депутатов Исатайского районного маслихата о работе тогдашнего акима района Н.Мухтарова (заголовок - тоже цитата). 28 июня «Ак Жайык» опубликовал письмо акима Н.Мухтарова, в котором тот излагал свою позицию. Тем не менее, в июле Мухтаров подал иск в Исатайский районный суд на вышеуказанных трех депутатов с требованием возместить моральный ущерб в размере 2 млн тенге.

8 августа суд, рассмотрев это гражданское дело, вынес постановление о том, что надлежащим ответчиком являются не три депутата, а газета «Ак Жайык», опубликовавшая их мнение, и направил дело в Атырауский городской суд - по месту нахождения редакции.

На первом заседании 25 сентября судья сообщила, что 3 депутата по-прежнему являются ответчиками, а «Ак Жайык» - соответчиком. Судебное разбирательство продолжается.

КОММЕНТАРИЙ

Если в газете опубликован авторский материал (за подписью авторов или со ссылкой на них), в силу п.7 нормативного постановления Пленума Верховного суда РК от 18.12.1992 г. (с последующими изменениями), в качестве ответчиков должны привлекаться как СМИ, так и авторы. В свою очередь, средство массовой информации, в соответствии со ст. 26 Закона РК «О средствах массовой информации», освобождается от ответственности за публикацию недостоверных сведений, если они дословно воспроизводят официальные выступления депутатов представительских органов.

Исполнение решения суда по иску о защите чести, достоинства и деловойрепутации

Сентябрь, 03 «Диапазон» (г. Актобе) 9 апреля Актюбинский городской суд вынес решение обязать депутата городского маслихата Вадима Скурыдина опубликовать в средствах массовой информации сообщение о дате и времени пресс-конференции для СМИ Актюбинской области;

выступить на ней с опровержением сведений, которые он давал два года назад о газете «Диапазон»; принести извинения ТОО «Рифма» и газете «Диапазон».

Объявление о пресс-конференции было опубликовано лишь в одной газете «Актобе», причем на казахском языке и в разделе некрологов. В пресс-клуб на пресс-конференцию пришли только журналисты «Рифмы» и «Диапазона». Депутат начал с того, что попытался забрать диктофоны у журналистов, но когда они пригрозили, что вызовут полицию, он отдал диктофоны со словами, что запрещает их включать. Затем он заявил, что не разрешает производить видеосъемки, но, поскольку телекамеры все равно включены, он отвернется от объективов. Депутат повернулся спиной к залу и так проговорил весь свой текст.

КОММЕНТАРИЙ

Вступившее в законную силу решение суда по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации подлежит обязательному исполнению в порядке и пределах, определенных этим решением. Злостное неисполнение вступившего в законодательную силу решения суда образует состав преступления, предусмотренного ст. 362 УК РК.

Нарушение порядка переучета СМИ

Сентябрь, 17 Вадим Обухов, «7 дней» (г. Усть-Каменогорск) Газета «7 дней» предприняла инициативу выходить на четырех языках сразу: русском, казахском, английском и немецком. Сразу после выхода газеты в новом виде последовал звонок чиновника из Восточно-Казахстанского управления информации, который заявил, что для выхода газеты на четырех языках требуется новая регистрация издания, поскольку, согласно свидетельству о регистрации, «7 дней» может выходить только на русском и казахском языках. Редактор газеты Вадим Обухов объяснил, что он не изменил язык издания, а лишь добавил два новых. Однако ни в управлении, ни в Министерстве информации с данным доводом редактора не согласились. Газета вернулась к прежнему, двуязычному, формату издания.

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РК «О средствах массовой информации» (п.3-2 ст. 10), при изменении языка издания, а также при смене собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, названия СМИ, территории его распространения, основной тематической направленности, действительно, требуется переучет средства массовой информации. Переучет СМИ производится в том же порядке, что и постановка на учет.

Необоснованные требования о предоставлении информации

Сентябрь, 20 Геннадий Бендицкий, «Время» (г. Алматы) Корреспондент газеты «Время» Геннадий Бендицкий обратился по телефону в Агентство по здравоохранению РК с вопросом по поводу правомерности психиатрического диагноза пенсионера Токарева, которого, по его словам, хотят лишить права собственности на земельный участок под предлогом психической неполноценности. Журналисту ответили, что «разговаривать с ним не будут».

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со ст. 67 Закона «Об охране здоровья граждан в РК» медицинские и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность, руководствуясь принципами медицинской этики. Они не могут разглашать ставшие им известными при исполнении профессиональных обязанностей сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан. Разглашение подобной информации допускается только в исключительных случаях, при наличии заболеваний, носящих общественно опасный характер, а также по письменному запросу следственных и судебных органов.

Октябрь Особенности политического, социального и административного климата в стране, определяющие фактическое положение средств массовой информации II. Нарушение прав СМИ и журналистов III. Нарушения, инкриминируемые СМИ

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО,

АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ Оценки фактического положения средств массовой информации и свободы слова Октябрь, 10 Все СМИ В Алматы состоялась конференция на тему «Внешняя политика РК в зеркале отечественных и зарубежных СМИ», организованная Министерством иностранных дел РК, фондом имени Фридриха Эберта и Казахстанским центром внешней политики и анализа.

Участники конференции отметили, что качественный уровень информации о Казахстане заметно снижен из-за слабости крупных отечественных информационных агентств.

Объективность их оценки крупных событий часто страдает по причине того, что они пользуются преимущественно вторичной информацией, поступающей от зарубежных СМИ. Казахскоязычная пресса публикует новости уже из третьих рук, прибегая к переводу материалов из русскоязычных газет. Ограничение прямых контактов с зарубежными источниками обоснованно слабым знанием журналистами языка международного общения. Поэтому же казахстанские СМИ не состоят в международных организациях.

Одной из главных причин слабой информационной политики Казахстана участники назвали отсутствие в публикациях оценок событий, голую констатацию фактов без их анализа, в результате чего остается непонятой логика происходящих событий.

Кроме того, по мнению собравшихся, адекватной оценке международной политики Казахстана мешает внутренняя скованность многих журналистов и чиновников, недооценка серьезности происходящих в стране информационных процессов.

Октябрь, 15 Все СМИ 10 октября на заседании мажилиса парламента РК депутат нижней палаты Толен Токтасынов обнародовал свое обращение к президенту Назарбаеву, в котором выразил опасения общественности по поводу непомерного усиления роли первого заместителя председателя КНБ Рахата Алиева в жизни нашей страны.

В обращении, в частности, говорится:

«Ряд средств массовой информации, как печатных, так и электронных, неоднократно сообщал о том, что господин Алиев реально контролирует или непосредственно владеет крупнейшим в стране медиа-холдингом».

Токтасынов приводит данные международного агентства Интерньюс Казахстан, согласно которым Рахат Алиев является одним из совладельцев нескольких теле- и радиосетей, объединенных неформально в медиа-холдинг (телеканалы КТК, НТК, ОРТКазахстан, радиостанции «Европа плюс Казахстан», «Хит ФМ Хабар», «Русское радио», радио «Ретро Караван», газеты «Новое поколение», «Караван», типография, информационное агентство «Казахстан тудей», рекламное агентство «ТВ-медиа» и др.) «Между тем, - говорится в обращении, - господин Алиев ни разу публично не опроверг эту информацию и не предпринял никаких действий, которые в правовом порядке доказывали бы, что данные сведения являются клеветническими и не соответствуют действительности … следует ли это понимать таким образом, что все вышесказанное правда? Если это так, то мы можем констатировать предельную монополизацию рынка СМИ, которые в условиях отсутствия конкурентной среды и при поддержке одного из высших руководителей государственных спецслужб рискуют превратиться в своеобразную информационную дубину для расправы с инакомыслящими».

Есть доказательства того, что такое превращение уже происходит, сообщает далее депутат. Например, не может не вызывать озабоченности факт передачи государственного телерадиоканала «Казахстан-1» в доверительное управление «Хабара», что означает окончательную монополизацию общереспубликанских средств массовой информации.

Текст обращения подписали также депутаты И. Алимжанов, А.Дворецкий, В. Макалкин, С. Абдильдин, В. Косарев, Б. Сорокин.

Октябрь, 31 «Хабар» (г. Астана) 31 октября на пленарном заседании нижней палаты парламента РК депутат Хайрат Шалабаев зачитал депутатский запрос на имя премьер-министра Касымжомарта Токаева.

Темой запроса явилась информация, поступившая из правительственных структур в совместную комиссию парламента по обеспечению полноты поступлений в бюджет дивидендов на государственный пакет акций.

Изучив вопросы регламентации финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ с участием государства и республиканских государственных предприятий, комиссия пришла к выводу, что в закрытом акционерном обществе «Агентство «Хабар», контрольный пакет акций которого (51%) принадлежит государству, нет данных о том, кто владеет оставшимися 49% акций.

В связи с этим просим сообщить, - говорится далее в обращении, - когда, кому, за какую сумму государством проданы 49% акций закрытого акционерного общества «Агентство «Хабар» и зачислены ли эти средства в доходную часть республиканского бюджета».

Обращение было инициировано Исаханом Алимжановым и подписано более, чем двадцатью депутатами.

Октябрь, 31 Интернет-сайт «Евразия» (г. Москва) Информационно-аналитический Центр «Евразия» распространил обращение к международным правозащитным организациям, к политикам в России и на Западе, главам государств и правительств государств, собиравшимся принять участие в Совещании по мерам доверия и безопасности в Азии. В этом документе обращается их внимание на недопустимую активность спецслужб Казахстана в Москве, их давление на российские СМИ. В обращении содержится призыв немедленно обратиться к президенту Назарбаеву с требованием прекратить кампанию угроз и провокаций против журналистов - как в Казахстане, так и за рубежом.

Как сообщает ИАЦ «Евразия», агенты КНБ Казахстана, представляющиеся как Мурат, Ибрагим и Сергей Сергеевич, под видом сотрудников ФСБ звонят на работу и домой переселенцам из Казахстана, приходят под видом корреспондентов казахстанского телевидения и газет, предлагают публиковать только позитивные материалы о Казахстане и угрожают в случае отказа. Они предлагают позвонить Сергею Сергеевичу и договориться об условиях «сотрудничества».

Кроме того, по сведениям ИАЦ «Евразия», они обращаются к руководителям исследовательских учреждений и редакций СМИ, пытаясь повлиять на ход научной работы специалистов по Центральной Азии и журналистов.

Канадский Комитет поддержки демократии и свободы прессы в Центральной Азии, немецкое Общество поддержки демократии в Центральной Азии и другие правозащитные организации сообщили о своей поддержке московских жертв провокаций казахстанских спецслужб и начали сбор подписей в Европе, Канаде и США в поддержку журналистов и сайта «Евразия».

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

Гибель журналиста Октябрь, 31 Дулат Тулегенов (г. Актобе) Управление внутренних дел Актюбинской области прекратило производство уголовного дела по факту гибели журналиста Дулата Тулегенова.

Как сообщил агентству «Интерфакс-Казахстан» первый зам. прокурора Актюбинской области Парасат Кутхужин, следствие прекращено «за отсутствием состава преступления», поскольку «данных, свидетельствующих об убийстве или доведении Д.

Тулегенова до самоубийства, не установлено».

Напомним, Дулат Тулегенов, директор Актюбинского филиала Международного бюро защиты прав человека, журналист газеты «Диапазон», погиб при загадочных обстоятельствах в ночь с 31 октября на 1 ноября 2000 года в Актобе. Его полуобнаженное тело обнаружили две девушки - они услышали стоны возле подъезда высотного дома и вызвали «Скорую помощь». Через 50 минут в отделении реанимации журналист скончался, не приходя в сознание. По словам судебно-медицинских экспертов, смерть наступила вследствие тяжелых травм, полученных в результате падения с балкона четвертого этажа.

Полиция предполагала суицид. Версия следствия, по мнению коллег погибшего журналиста, обосновывается главным образом журналом «Вне закона», который якобы нашли в квартире. Журнал был раскрыт на статье «Расчет с самим собой», которая подробно описывала разные способы самоубийства. В пользу версии суицида говорили также запертые изнутри двери и отсутствие следов борьбы в квартире.

КОММЕНТАРИЙ

Фонд защиты свободы слова «Адил соз» уже высказывал свое мнение о некоторых настораживающих странностях гибели известного журналиста Дулата Тулегентова. При подобных обстоятельствах добровольно из жизни люди, как правило, не уходят. К сожалению, прекращая производство по делу за отсутствием состава преступления, следствие так и не ответило на вопрос, почему ушел из жизни журналист.

Нападения на СМИ и журналистов

Октябрь, 30 Нурлан Аблязов (г. Алматы) Редактор газеты «Время по» Нурлан Аблязов сообщил, что в сентябре на него напали и избили неизвестные лица. В этом нападении, по мнению одного из высокопоставленных государственных чиновников, «виден почерк нового КНБ, КНБ под руководством Рахата Алиева».

По словам Аблязова, летом 1999 года он отказался продать газету Алиеву, чем тот был очень недоволен.

КОММЕНТАРИЙ

Нападение на журналиста, как и любого иного гражданина, однозначно образует состав уголовно наказуемого деяния, которое в зависимости от умысла и тяжести наступивших последствий должно быть квалифицировано по той или иной статье Уголовного кодекса. По факту преступления или по заявлению потерпевшего должно быть возбуждено уголовное дело и проведено следствие.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста

Октябрь, 05 Зауре Жумалиева, Виктор Мирошниченко, КТК (г. Петропавловск) 5 октября петропавловский предприниматель Арвит Дамс, задержанный по подозрению в хранении наркотиков и выпущенный под домашний арест из изолятора временного содержания линейного отдела внутренних дел Петропавловска предложил съемочной группе КТК (Зауре Жумалиева, Виктор Мирошниченко) дать интервью, в котором изложить свою версию задержания.

Когда съемочная группа приехала к зданию полиции к моменту освобождения Дамса из СИЗО, подполковник Имамбаев запретил ему давать интервью и насильно увел подозреваемого обратно в помещение. Полицейские удерживали его там, пока адвокат Дамса по требованию журналистов не вывела его оттуда.

Подполковник Имамбаев категорически отказался давать какие-либо комментарии случившегося.

Октябрь, 10

Виктор Боженов, Рафаэль Загиров, «Контакт-Спорт», «Калкен-ТВ» (г. УстьКаменогорск).

9 октября в Усть-Каменогорске на пресс-конференции в футбольном клубе «Алтын Восток» было зачитано решение администрации клуба запретить посещение стадиона и любое появление в клубе двум спортивным журналистам - Виктору Боженову (газета «Контакт-Спорт») и Рафаэлю Загирову («Калкен-ТВ»). «Отлучение от футбола»

состоялось по той причине, что именно эти журналисты позволили себе критические высказывания в местной прессе в адрес руководства клуба и главного тренера команды «Алтын Восток» Анатолия Чернова.

В знак протеста некоторые журналисты покинули пресс-конференцию.

Октябрь, 10 Ирина Якунина, КТК (г. Усть-Каменогорск) 10 октября съемочная группа телеканала КТК под руководством собственного корреспондента КТК по Восточно-Казахстанской области Ирины Якуниной возле офиса ОАО «Казцинк» снимала репортаж о том, как депутат Усть-Каменогорского городского маслихата Леонид Карташев намеревался вручить заявление протеста в связи с американскими бомбардировками Афганистана президенту ОАО «Казцинк» гражданину США Николе Поповичу. В руках у депутата был лист ватмана с нарисованным американским флагом, который он, по его словам, намеревался предать огню. Не успел он его развернуть, как прибежали охранники, отобрали ватман, а работник «Казцинка» по связям с общественностью приказал «погрузить прессу и увезти».

Угроза не была реализована, хотя охранники и пытались отобрать у оператора камеру.

Прибыли полицейские, записали номер машины журналистов. По настоянию охраны журналисты и депутат покинули территорию предприятия, запись интервью пришлось делать на обочине дороги с видом на трубу ОАО «Казцинк».

Октябрь, 31 Амиржан Косанов (г. Уральск) В Уральске в независимом пресс-центре «Евразия», расположенном в частном институте, должна была состояться пресс-конференция пресс-секретаря партии РНПК, журналиста Амиржана Косанова. Однако, по свидетельству собравшихся журналистов, Косанов не успел сказать и двух слов, как пришло руководство института и приказало всем очистить помещение, несмотря на прежние договоренности. На вопрос об основании подобных действий хозяева ответили, что не желают, чтобы неокрепшую молодежь вмешивали в политику.

Октябрь, 25 Андрей Кузнецов, «5 канал» (г. Караганда) Журналист телекомпании «5 канал» Андрей Кузнецов подготовил сюжет о веерном отключении ТОО «Караганда-Пауэр» потребителей электроэнергии. Узнав об этом и просмотрев сюжет, представители компании запретили редактору выпускать его в эфир.

Сюжет вышел в эфир только через несколько дней.

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со ст. 20 Конституции РК и ст. 20 Закона РК «О средствах массовой информации» журналист имеет право осуществлять поиск, получать и распространять информацию, посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации образует состав преступления, предусмотренный ч.1 ст. 155 УК РК. Те же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия либо угрозы его применения, образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 указанной статьи Уголовного кодекса.

Создание условий, препятствующих журналисту осуществлять предусмотренные законодательством свои профессиональные права и обязанности либо полностью лишающих его этой возможности, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 352 Кодекса об административных правонарушениях в РК.

Необоснованное приостановление выпуска газеты

Октябрь, 23 Нурлан Аблязов, «Время по» (г. Алматы) В ходе рассмотрения гражданского дела по иску зам. председателя КНБ Рахата Алиева к газете «Время по» о защите чести и достоинства и взыскании морального вреда в связи с публикацией в газете 16 октября статьи «Миф о Рахате Алиеве» истец заявил ходатайство о приостановлении выпуска газеты на основании неполноты выходных данных.

Определением суда ходатайство было удовлетворено.

КОММЕНТАРИЙ

Определение суда о приостановлении выпуска газеты в приведенном случае не основано на законе. Требования Закона РК «О средствах массовой информации» о публикации выходных данных являются государственно-властными требованиями и порождают административные правоотношения, которые разрешаются в рамках административного судопроизводства. Подобные требования вправе предъявить СМИ только специально уполномоченный на то государственный орган (ст.ст. 350, 636 КоАП РК), но не частное лицо в рамках гражданского спора о защите чести и достоинства.

Необоснованное ограничение доступа к Интернету

Октябрь, 18 Веб-сайты «Еurasia.org.ru», «Asiopa.ru», «Internews.kz»

18 октября пользователи интернета казахстанских провайдеров, выходя на веб-сайты «Еurasia.org.ru», «Asiopa.ru» и «Internews.kz», видели лишь надпись на белом фоне «Сайт блокирован по решению Алматинского городского суда».

Сайты «Еurasia.org.ru», «Asiopa.ru» зарегистрированы в России, «Internews.kz» - в Казахстане. Руководство Интерньюс Казахстан не получало извещений о судебном процессе, затрагивающем его интересы, не участвовало в нем. Таким образом, судебное решение было вынесено в отсутствие ответчика.

19 октября доступ к сайту Интерньюса был возобновлен.

КОММЕНТАРИЙ

Пункты 2 и 15 ст. 1 Закона РК «О средствах массовой информации» в редакции Закона РК от 03.05.2001 г. относят веб-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях к средствам массовой информации со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. То есть в установленном законом порядке выход (выпуск) веб-сайта может быть приостановлен, на него или на его владельцев может быть возложена гражданско-правовая ответственность за распространение недостоверных, порочащих другое лицо сведений, если они подпадают под юрисдикцию казахстанских законов.

В то же время, блокирование доступа граждан Казахстана к иностранным вебсайтам находится вне рамок действующего законодательства Республики Казахстан и, по сути, является нарушением конституционного права граждан на свободное получение информации.

Перлюстрация электронной почты Октябрь, 18 «Деловое обозрение Республика» (г. Алматы) 18 октября редакция газеты «Д еловое обозрение Республика» проинформировала своих читателей о том, что в последнее время испытывает затруднения с отправкой и получением сообщений по электронной почте. Скорость почтовых отправлений уменьшилась в несколько раз, а некоторые вообще не доходят до адресата. Обратившись с претензией к своему провайдеру компании «Нурсат», журналисты газеты услышали в ответ, что «такого просто не может быть». Тогда редакция провела собственное расследование и пришла к выводу, что причиной сбоев является «любопытство»

спецслужб.

Газета задается вопросом: «не окажется ли так, что из тех денег, которые, в числе прочих налогоплательщиков республики, мы исправно платим в бюджет, оплачиваются расходы на слежку за СМИ и журналистами?»

КОММЕНТАРИЙ

Статья 18 Конституции РК гарантирует любому и каждому гражданину право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Статьи 126 и 144 ГК РК, ст. 49 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» устанавливают ответственность за незаконное получение, раскрытие или использование материалов, составляющих служебную или коммерческую тайну, тайну личной жизни или являющихся объектом авторского права. При установлении нарушений своих прав как физическое, так и юридическое лицо вправе поставить в установленном порядке вопрос об ответственности нарушителя.

Необоснованное признание утратившим силу свидетельства о постановке на учетСМИ

Октябрь, 17 Ермурат Бапи, «СолДат» (г. Алматы) Согласно Закону РК «О средствах массовой информации», СМИ, не издававшееся в течение 6 месяцев, считается утратившим свидетельство о регистрации. Этот срок для оппозиционной газеты «СолДат»» истек 6 октября. Сотрудники городского управления министерства культуры, информации и общественного согласия, не имея информации о том, что 4 числа этого месяца вышел очередной номер газеты, пытались вручить главному редактору газеты Е. Бапи предписание об отзыве свидетельства. Они объяснили редактору «СолДата» Е.Бапи, что в их управлении есть специальный чиновник, отслеживающий соблюдение именно этого положения Закона.

Коллектив газеты считает иначе и выступил с повторным обращением к президенту страны с требованием обуздать чиновничий произвол и силовые структуры государства.

В обращении, в частности, сказано: «В настоящее время вокруг «СолДата»

сконцентрированы огромные силы репрессивного аппарата государства во главе с КНБ, главная задача которых - вынудить редакцию на незаконные действия (нелегальный выпуск газеты), что даст заинтересованным в этом недоброжелателям основание для отзыва лицензии неугодного им издания».

КОММЕНТАРИЙ

Признание утратившим силу свидетельства о постановке на учет средства массовой информации в приведенном случае не основано на законе. Действительно, дополнениями к Закону РК «О средствах массовой информации» (п. 3-1) право признания утратившим силу свидетельства о постановке на учет СМИ предоставлено уполномоченному государственному органу, каковым сегодня является Министерство культуры, информации и общественного согласия. Однако установленный законом 6-месячный срок на сохранение права приступить к выпуску издания по смыслу вышеназванных норм начинает исчисляться не с даты постановки на учет, а со дня получения свидетельства, и распространяется это ограничение только на вновь поставленные на учет издания. С выходом в установленный срок первого номера издания это ограничение отпадает.

Необоснованный отказ в аккредитации журналиста

Октябрь, 23 Людмила Пискорская, «Известия Казахстан» (г.Астана) 23 октября на заседание правительства не была аккредитована корреспондент газеты «Известия Казахстан» Людмила Пискорская. Как объяснили журналисту в отделе правительственной информации, ее «забыли включить в списки на аккредитацию».

КОММЕНТАРИЙ

Средства массовой информации по соглашению с государственными органами, общественными объединениями и организациями могут аккредитовать при них своих журналистов. Аккредитация означает назначение журналиста и признание его полномочий тем органом или организацией, куда он назначен (п.18 ст.1 и ст. 22 Закона РК «О средствах массовой информации»). Отказ в аккредитации и лишение аккредитации могут иметь место только по основаниям, установленным законом.

Отказ в предоставлении общественно значимой информации

Октябрь, 04 Галина Базаева, ГТРК (г. Петропавловск) Заместитель акима Петропавловска Аймак Маженов отказал редактору государственного телерадиоканала Галине Базаевой в информации о подготовке к зиме городских окраин. Базаева располагала материалами, доказывающими, что акимат плохо подготовился к зиме, поэтому информация, которую аким дал в интервью муниципальному телерадиоканалу, по ее сведениям, неверна.

Октябрь, 05 Зауре Жумалиева, Виктор Мирошниченко, КТК (г. Петропавловск) Заместитель прокурора Северо-Казахстанской области Булат Абдулов отказался дать информацию по делу предпринимателя Арвита Дамса собственным корреспондентам телеканала КТК и газеты «Караван» по Северо-Казахстанской области Зауре Жумалиевой и Виктору Мирошниченко. Свой отказ он объяснил тем, что готов сотрудничать с любыми СМИ, кроме КТК и «Каравана».

Октябрь, 15 Елена Чернышова, «Неделя СК» (г. Петропавловск) 15 октября корреспондент областной газеты «Неделя СК» Елена Чернышова обратилась к заместителю акима Петропавловска Валерию Полумискову с просьбой дать информацию о решении акима о сносе бараков в городских трущобах. Проблема заключалась в том, что, решив снести бараки, чиновники забыли предоставить людям другое жилье. Валерий Полумисков, курирующий социальные вопросы, ответил журналистке: «Почему именно я должен отвечать на ваши вопросы?! Может быть, я не хочу?!»

Чернышова настойчиво добивалась встречи с ним, но секретарь неизменно отвечала, что его нет на месте, и, в конце концов, сказала, что «его нет и не будет, ему сейчас не до этого, он решает вопросы посерьезнее».

Октябрь, 01 Инна Лопатко, «Неделя СК» (г. Петропавловск) Корреспондент областной газеты «Неделя СК» Инна Лопатко в течение двух месяцев безуспешно пыталась получить информацию у заместителя акима Петропавловска Александра Воропаева по поводу дорожного строительства в городе. 10 сентября она обратилась к нему с письменным запросом. Ответ был получен только в начале октября.

Как удалось выяснить, Воропаев передал вопросы в жилищно-коммунальный отдел городского акимата, где и были составлены формальные ответы на конкретные вопросы, в которых, по словам журналистки, нет ни одной цифры, ни одного конкретного факта.

Ответы, как считает журналистка, похожи на издевательство. Журналистка намерена дать интервью в номер с собственным комментарием.

Октябрь, 21 Наталья Байгожина, «Экспресс-К» (г. Алматы) Корреспондент газеты «Экспресс-К» Наталья Байгожина обратилась в Карачаганакскую интегрированную организацию с вопросом об ущербе, нанесенном Казахстану в связи с резким сокращением объемов производства газового конденсата. Представители прессслужбы ей ответили, что сумма налогов, выплачиваемых предприятием, конфиденциальна информация, поэтому ущерб оценить трудно. Однако при этом подчеркнули, что ежегодно КИО выделяет 10 млн. долларов на развитие инфраструктуры Западно-Казахстанского региона.

Октябрь, 15 Альмира Алишбаева, «Диапазон» (г. Актобе) Журналист газеты «Диапазон» Альмира Алишбаева обратилась к акиму города Актобе Елеусину Сагиндикову с просьбой ответить на вопросы читателей в постоянной рубрике «Горячая линия». Руководитель пресс-службы городского акимата Лариса Томчук ответила журналисту, что у акима нет времени. Подобный ответ журналист получала три последующие недели.

Октябрь, 25 Геннадий Бендицкий, «Время» (г. Алматы) Корреспондент газеты «Время» Геннадий Бендицкий обратился к начальнику управления общего надзора Главной военной прокуратуры полковнику Сихимбаеву с вопросом о результатах пожаротехнической экспертизы взрывов армейских складов в Балхаше летом этого года. Полковник ответил, что эта информация является следственной тайной. Однако когда Бендицкий обратился с тем же вопросом в Центр судебных экспертиз, заведующий пожаротехническим отделом Александр Нам сказал, что к расследованию пожара на армейских складах Балхаша специалисты Республиканского центра экспертиз вообще не привлекались.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 20 Конституции РК гарантирует право граждан на свободное получение и распространение любой информации, за исключением сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан. В свою очередь, согласно ст.18, п.п.

2 и 2-1, государственные органы и другие организации обязаны предоставлять СМИ запрашиваемую информацию на равных условиях в трехдневный срок либо дать на обращение ответ с указанием срока предоставления информации или мотивов отказа. Отказ в предоставлении информации, согласно ст. 18 (новая редакция Закона РК «О средствах массовой информации»), может быть оспорен в суде.

Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Октябрь, 31 СМИ Астаны На пленарном заседании 31 октября депутаты нижней палаты парламента обратились к министру финансов Мажиту Есенбаеву, вице-премьеру Уразу Джандосову, министру госдоходов Зейнулле Какимжанову с рядом вопросов по поводу активов Национального фонда РК. Ответ правительства на эти вопросы был озвучен на следующий день на закрытом пленарном заседании мажилиса. Журналисты на нем, естественно, не присутствовали. По мнению ряда депутатов, сокрытие от общественности такой информации недопустимо, поскольку это деньги не правительства, а народа.

Октябрь, 28 Артур Шахназарян, «Ак Жайык» (г. Атырау) Корреспондент газеты «Ак Жайык» Артур Шахназарян получил из своих источников информацию о том, что срок разведочного бурения на морском месторождении Кашаган сокращен с двух лет до одного года. Чтобы получить официальное подтверждение или опровержение этой важной для экономики страны информации, он попросил начальника отдела по связям с общественностью компании АДЖИП-ККО (бывший ОКИОК) Разию Курманову о встрече с компетентным руководителем компании Андреа Киурой. Она ответила отказом, выразив при этом свое мнение насчет «шпионских наклонностей»

Шахназаряна.

Октябрь, 31 СМИ Северо-Казахстанской области Управление финансовой полиции Северо-Казахстанской области распространило прессрелиз об итогах своей работы за 9 месяцев, предназначенный только для местных средств массовой информации. В нем специально указано, что информация не предназначена для республиканских СМИ.

Октябрь, 31 Елена Чернышова, «Неделя СК» (г. Петропавловск) 31 октября начальник штаба управления финансовой полиции по Северо-Казахстанской области Александр Гаврюшенко отказался дать информацию о конфискации золота у частных предпринимателей корреспонденту областной газеты «Неделя СК» Елене Чернышовой, когда узнал, что она готовит сюжет для телеканала «Рахат» в Алматы. Он заявил, что эта информация - только для местных каналов, а на республику ее нечего выносить.

Он пояснил, что для того, чтобы дать информацию для республиканских СМИ, он, якобы, должен послать запрос в Астану, согласовать текст и получить все подписи.

Гаврюшенко порекомендовал Чернышовой «позванивать» и пообещал, что, возможно, на следующей неделе что-нибудь скажет в ответ на ее запрос.

Октябрь, 08 Дмитрий Ален, радиостанция «Рифма» ( г. Актобе) Корреспондент службы информации радиостанции «Рифма» Дмитрий Ален обратился к пресс-секретарю акима области Атантаю Камбарову с вопросом о времени приезда в Актобе вице-министра Данияла Ахметова. Пресс-секретарь уклонился от предоставления соответствующей информации.

Октябрь, 28 Дмитрий Ален, радиостанция «Рифма» ( г. Актобе) Корреспондент службы информации радио «Рифма» Дмитрий Ален обратился в областное управление юстиции за информацией о деятельности АО «Народный газопровод». Тимур Убишев, специалист областного управления юстиции, ответил, что частным СМИ они предоставляют информацию только на платной основе, и предложил журналисту зайти в управление и ознакомиться с прейскурантом.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 20 Конституции РК гарантирует журналисту, как и всякому гражданину, право свободного получения и распространения информации, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. Более того, в силу ст. 20 п. 5 Закона РК «О средствах массовой информации» журналист вправе не только получать информацию, но и иметь свободный доступ к соответствующим документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения о государственных секретах. Исходя из приведенных норм, любые искусственные ограничения в получении информации следует признать незаконными.

Необоснованные требования о цензуре публикации

Октябрь, 24 «Вечерняя газета» (г. Темиртау) Главного редактора еженедельника «Вечерняя газета» А.Тюменева пригласил к себе на беседу заместитель акима г. Темиртау Б.Абдыгалиев. В ходе беседы чиновник попросил главного редактора согласовывать с ним критические материалы о деятельности городских властей и городских органов государственного управления до их опубликования.

Получив отказ, чиновник спустя несколько дней направил в адрес редакции письмо следующего содержания:

«В статье А. Бондарь «Диалога между городскими властями и общественными объединениями не получилось» от 17 октября имели место факты, не соответствующие действительности… На заседании выступил один из руководителей ОО «Духовный центр реабилитации наркоманов и алкоголиков» Д. Сейфуллин, в статье же его назвали просто бывшим пациентом данного центра, хотя А. Бондарь сразу же после заседания позвонила в отдел внутренней политики и социальной сферы и записала все данные Мизамбекова А.О., руководителя филиала НРПК. Считаем, что А. Бондарь могла бы узнать данные и «бывшего пациента».

В связи с чем, просим Вас опубликовать данные факты, в случае если они не будут опубликованы, мы оставляем за собой право на подачу искового заявления в судебные органы за возмещение морального ущерба».

КОММЕНТАРИЙ

Цензура запрещена ст.20 Конституции РК и ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации». Под цензурой закон понимает предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями с целью их ограничения или наложения запрета на распространение.

Нарушение прав на равное получение информации

Октябрь, 30 Виктория Ли, А.Мутигулин, «Ак Жайык» (г. Атырау) Перед приездом президента Н.Назарбаева в Атырау (он состоялся 30 октября) газета «Ак Жайык» передала в пресс-службу областного акимата заявку о включении в список СМИ, освещающих визит, корреспондента Виктории Ли и фотокорреспондента А. Мутигулина.

Пресс-секретарь облакимата А. Айсин заверил, что они включены в список. Но в день визита оказалось, что журналистов газеты «Ак Жайык» в списке нет, и поэтому они не могут быть допущены в «группу освещения». А.Айсин оправдывался тем, что их «вычеркнула Астана». Но позднее из разговора с представителем пресс-службы Н.Назарбаева выяснилось, что над списком местных СМИ «поработал» сам облакимат.

Октябрь, 29 «Атырау-Today» (г. Атырау) Ежедневная газета «Атырау-Today» начала выходить с июня 2001 года. В первых номерах газеты была опубликована серия статей с анализом деятельности акима области С.Даукеева. После этого и по сей день областной акимат проводит в отношении «АтырауToday» политику информационной блокады. Редакция не ставится в известность о прессконференциях, заседаниях коллегии и иных мероприятиях, представляющих интерес для СМИ. За все время существования газета не получила из областного акимата ни одного пресс-релиза.

Октябрь, 29 «Ак Жайык», «Атырау-Today»

В конце октября ТОО «Тенгизшевройл» обратилось в областной акимат с просьбой известить местные СМИ о презентации пуска в эксплуатацию на Тенгизском месторождении завода по кормованию серы. Пресс-секретарь облакимата А.Айсин по своему усмотрению передал это приглашение только областной газете «Прикаспийская коммуна» и местной государственной телерадиокомпании. Местные независимые СМИ, в частности, газеты «Ак Жайык» и «Атырау-Today» не были приглашены.

Октябрь, 08 КТК, Зауре Жумалиева, Виктор Мирошниченко (г. Петропавловск) 8 октября начальник департамента учреждений исправительной системы Петропавловска Каирбек Мукашев дал интервью съемочной группе КТК (Зауре Жумалиева, Виктор Мирошниченко), но категорически запретил съемки на территории детской колонии. Мукашев сослался на то, что им строжайше запрещено самостоятельно принимать решения о допуске журналистов республиканских СМИ на территорию учреждений. Они могут разрешать посещение колоний только местным изданиям.

Причину такого разделения он объяснить не смог.

КОММЕНТАРИЙ



Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |



Похожие работы:

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК   Институт востоковедения                 В. Г. РАСТЯННИКОВ    АГРАРНАЯ ИНДИЯ  ПАРАДОКСЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА  Вторая половина ХХ в. – начало XXI в.                      Москва  ИВ РАН  ББК 65.9...»

«Александр Романович Беляев Под небом Арктики Текст предоставлен издательством "Эксмо" http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=299232 Ариэль: Эксмо; Москва; 2010 ISBN 978-5-699-39902-4 Аннотация Эта история о путешествии американского р...»

«3 часть Организации — для Войск связи ОАО Пермский телефонный завод "Телта" — крупнейшее предприятие отрасли Наша история ведет отсчет с 1941 года. Более 60 лет мы радуем потребителей качественной и надежной продукцией. А с переходом на рыночные условия — и гибкой цен...»

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ Новая литература в помощь историку: информационный бюллетень №1 апрель — июнь 2017 Москва СОДЕРЖАНИЕ ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА Методологические проблемы истории Источниковедение Историо...»

«СУБКУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Орлов А.А. Филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Минеральные Воды Минеральные Воды, Россия SUBCULTURE OF MODERN YOUTH Orlov A.A. Rostov state Universit...»

«НаучНый диалог. 2017 Выпуск № 3 / 2017 Андриайнен С. В. Русская армия в Царстве Польском в 1831—1853 годах / С. В. Андриайнен // Научный диалог. — 2017. — № 3. — С. 106—118. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017Andriaynen, S. V. (2017). Russian Army in K...»

«Сергей Крутов | Школа магии и экстрасенсорики | www.krutov-center.ru Содержание: Введение или что такое магия....................................... 4 История с точки зрения магии..........................»

«Министерство науки и образования Республики Казахстан Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова Кафедра истории Казахстана Ибраев Е. Е. История культуры Запада Учебно-методическое пособие Костанай, 2017 Составитель: Ибраев Е.Е., ст. препо...»

«В д и а л о г е наук и культур то// 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. Л, 1987. С. 101). Это понимание очищающей силы огня и воды перекликается с концепцией Т. С. Элиота. Очищающему значению огня и воды в ритуа­ лах уделяет большое внимание и Д. Ф рэзер в "Золотой ветви". 44Образ русалок вписывается также в общу...»

«АНО ВО "ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ФАКУЛЬТЕТ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "История костюма и моды" Уровень высшего образования – бакалавриат Направление подготовки – 29.03.05 Конструир...»

«История западных исповеданий Архимандрит Августин (Никитин) ШМАЛЬКАЛЬДЕН В ИСТОРИИ РЕФОРМАЦИИ Статья посвящена истории написания и анализу одной из основных вероучительных книг Евангелическо-Лютеранской Церкви — "Шмалькальденским статьям" (или "артикулам"; 1537 г.). Автор "Шмалькальденских статей" — основоположник Реформации М...»

«Избранные инвестиции Альфа Фолио 2012 год | избранные инвестиции Дивидендные истории 2012 Дивидендная доходность может обеспечить стабильный денежный приток и значительный потенциал роста стоимости портфеля обслуживает более чем 100 млн абонентов. Дивидендная Инвестиционная идея доходность по акциям МТС за прошлый год составила...»

«ОРДЕН ЗНАК ПОЧЕТА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №8 АВГУСТ 2016 №8 август 2016 Виктор Ом. Портрет Т. Зульфикарова. Читайте на странице 104. 16+ а в г ус т 2 0 1 6 Неизвестное об известном Юрий Осипов Одиночество и свобода Владимира Набокова Житейские истории Взятка Ольга Степнова Из российской истории...»

«История религий. Лекция 19 Религия Древней Эллады Мацих: Если уж говорить о том, кто известен европейскому человеку, то это, конечно, греческие боги и богини, греческие мифы, потому что это основа культуры и источник вдохновения для поэтов...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КАМЫШЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04. ИСТОРИЯ по программе подготовки квалифиц...»

«Раздел 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ и с т о ч н и к И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Т. Г. А р х и п о в а Российский государст венный гуманитарный университет НАРКОМАТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР: 1930-е годы Ведомство путей сообщения СССР, в отличие от российског...»

«Institut fr Rundfunkkonomie an der Universitt zu Kln Манфред Копс Дуальная система телерадиовещания Германии: история становления, современное построение и ожидаемые изменения Научные публикации Института экономики телера...»

«Кошмило Олег Константинович ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СУВЕРЕННОСТЬ СЛАВНОГО ИЗБЫТКА И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ ПРИБЫЛИ В ФИЛОСОФИИ ЖОРЖА БАТАЯ Статья актуализирует представление французского мыслителя Жоржа Батая об автономной свободе капиталистической о...»

«Раздел 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 94(470.5).05/06+630(091) В. В. Шибаев ГОРНОЗАВОДСКИЕ ЛЕСНИЧИЕ НА УРАЛЕ В XVIII в. Анализируются вопросы становления и развития социаль...»

«Александр Владимирович Владимирский Сулейман Великолепный и его "Великолепный век" Серия "Герои Ислама" http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6993282 А.В. Владимирский. Сулейман Великолепный и его "Великолепный век": Эксмо; Москва; 2013 ISBN 978-5-699-66422...»








 
2017 www.book.lib-i.ru - «Бесплатная электронная библиотека - электронные ресурсы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.